Предисловие.Сколько в России дорог, никто не знает? а сколько из них уже не существует? Полагаю что о Гжатском тракте большая часть даже никогда не слышала, однако в 18-19 веках это был один из путей снабжения нашей тогдашней столицы продовольствием и прочими товарами.
Эта дорога начинаясь собственно от г. Болхова, идет через г. Сухиничи, Мещовск и Юхнов в Гжатск.; и по большому количеству проходящих по ней обозов занимает первое место даже между большими транспортными дорогами…Прошли годы, сменились транспортные приоритеты и Гжатский Тракт , промелькнув последний раз на карте дорог 1946 г. , канул в лету. С тех пор он обозначается на атласах в лучшем случае в виде отдельных , не связанных между собой грунтовок, либо , как правило, не обозначается совсем.
На джиперских форумах ГТ именуют участок дороги от Юхнова. Регулярно проводятся внедорожные мероприятия.
Побывать в прошлом интересно, правда? Посмотреть путь калужских купцов или наших дедов-солдат, защищавших Родину , писавших кровью историю победы в этих теперь уже глухих, заболоченных Калужско-Смоленских лесах.. Тракт, оставшийся в первозданном виде помнит те времена, когда на его полотне еще регулярно ощущалась человеческая поступь. Помнит времена гитлеровской оккупации , когда он являлся рокадой в тылу немецких войск, оборону которых безуспешно пытались прорвать наши части в 42 году. В память о тех временах теперь лишь урочища и многие-многие братские могилы.
Изучая старые карты поразился – 2/3 деревень тракта просто исчезли из современных атласов, а в ближайшие несколько десятков лет станут историей и те веси, где одна из извечных проблем так вероятно никогда и не будет решена. Нейтронная бомба замедленного действия под названием бездорожье..
Часть 1 Калужская В одно прекрасное утро наша компания из четырех мото- и одного квадроцикла выдвинулась из Юхнова в направлении строго на север.
Через довольно непродолжительное время наши ряды поредели и мы остались втроем.
Подъехали к Угре со стороны
Мокрово. Из Юхнова на нас смотрели остатки монастыря где, говорят, был мост. Вероятно, построен уже в 20 веке.
Через Угру близ Юхнова переправа производится на 2 паромах , из которых каждый может переправить до 150 чел. (а при тихой погоде целую роту).Дальше был асфальт до
д. Строево. После пошла довольно неплохая грунтовка.
Бывшая деревня
Карцово. Место ожесточенных боев, стеревших с лица земли еще один населенный пункт.
фотоПоехали дальше.
Новоуспенкое. Стало сложнее. Выехали на тракт. Все заросло напрочь. Объезжая деревья двигались пока не уперлись в заваленное валежником болото. Вспомнились пафосные высказывания джиперов – «мы прошли Гжатский тракт».
ГТ пройти нельзя – он весь зарос. Можно ехать рядом, вдоль него, некоторой частью по нему, пересекать, удаляться, приближаться, но по самому тракту проезда давно уже нет. Лес. Теперь даже не кустарник. Природа быстро возвращает занятые когда-то человеком позиции.
После Мосейково закончилась вводная часть и началось приключение. Мы стали падать и застревать, проезжая урочища – места в прошлом бывшие населенными пунктами.
Андрей отломил левую подножку. Кое-как проехали топь. Следы ушли в объезд и двигаться стало легче. Мы же приготовились к штурму «бобрового болота».
Когда-то на пересечении речки Рыкановки было искусственное сооружение (труба или мост). Когда содержать тракт забросили, то образовалась созданная бобрами запруда. Нам предстояло ее преодолеть. Однако до этой главной преграды предстояло еще добраться. Пошли на разведку пешком. После чего коллегиально приняли решение ехать к болоту прямо через лес. Вперед пустили квадрик-танк, а байки как моторизованные части двигались позади него. Тактика целиком себя оправдала и вот мы уже оказались возле болота. Броня квадрика на морозе стала хрупкой и в бою с бездорожьем он потерял много пластиковых деталей.
Стали щупать фарватер. Нашли твердое дно. Роман провалился под лед. Вместе с электронно-цифровой техникой.
фото Промокшая одежда тут же стала белеть от мороза.
Делать нечего, надо двигаться вперед. Квадрик за 15 минут с приключениями брод
. Чтобы не рисковать стали перекатывать мотоцикл Андрея. Оказалось глубже чем хотелось бы. Выше колена. Двигатель в итоге заглох. Кое-как вытолкали. Заводиться оказался. Развели костер и стали сушиться…
Уже стемнело когда мы с мотоциклом на тросу приехали в
д. Захарово. Нужно было теплое помещение на 15 минут чтобы отогреть лед и завести мотор. Цивилизации нет. Добрались до нормального большака. Мотоцикл загнали в автобусную остановку и стали производить манипуляции, закончившиеся поджогом. Потушили. Через 20 минут услышали звук мотора. Андрей повеселел. Решили продолжить штурм тракта, добраться до Гагарина чтобы завтра по-светлому проехать непройденную часть. Однако уровень воды реках оказался неожиданно высоким и три попытки переправы стали безуспешными.
За сц. Луковым, через Истрю переправа производится в брод. (Мост находится не далеко от дороги у Истринских постоялых дворов)
…
Через р. Истрю, в самую высокую половую воду проезда не бывает, и только когда весенние воды войдут в берега, то ходит не большой плот; мост у Истринских постоялых дворов на весну разбирается, и устраивается уже по совершенном спадении воды.
Когда-то давным-давно мост оказался разобран для чтобы в таком виде и остаться частью истории ГТ.
Ноябрь 2012.
Трек. 2 часть