Часть третья. Turkey

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / Путешествия Васа / Часть 3. /

Выехали из Грузии на турецкий КПП. Тут все не быстро, русский язык уже не в ходу и процедуры оформления занимали гораздо больше времени. Попутно появился какой-то местный грузин, который, узнав, что у нас еще остались грузинские лари, а поменять их на лиры или доллары в Турции не получиться, предложил нам помощь в обмене. Собрал с нас лари (где-то долларов на 300 выходило) и ушел на грузинскую сторону, пообещав быстро сходить до банка (где он там был – непонятно, мы ничего не видели) и принести нам на турецкую сторону доллары. Не было мужика минут тридцать, нельзя сказать, что мы сильно волновались, что он не вернется совсем, но было интересно, какой курс будет на обмен. Деваться-то нам все равно некуда, хоть по какому курсу, но поменяют. Человек вернулся, выдал нам доллары по государственному курсу к лари. В чем его выгода – мы не поняли, скорее всего, не в чем, просто он помог гостям. Такие отношения у людей, есть чему позавидовать и чему поучиться. Но доброе дело не остается безнаказанным, пришлось ему выпить с нами вискаря за знакомство :)

Так или иначе, но с формальностями было закончено, визы куплены (многократные, как выяснилось позже, мы по ним еще раз из Сирии въехали через три недели – ничего не платили больше), мотоциклы оформлены, грин-карты у нас были с собой запасены из Москвы. Таможенники подарили нам каждому по карте Турции, у них их стопки лежали прямо в кабинете, видимо политика по развитию туризма так предполагает.

Проехали границу и тут ливанул дождь, как потом оказалось, он будет сопровождать нас всю поездку по восточной Турции, то ли нам так повезло, то ли это обычное дело в начале мая в тех краях. Добрались до первого по трассе городка, сели обедать. Кебаб-салат-похлебка-хлеб – стандартный турецкий набор питания. Все свежеприготовленное, вкусное и недорогое. Пиво попить не удалось, в восточной Турции не разгуляешься по части алкоголя, это вам не Анталия :). Зато нашли банк и отоварились лирами, в обмен на доллары, а так же пользовали банкомат – хорошо в стране турецкой быть, и колорит и цивилизация на должном уровне. В банке, разумеется, предложили чай, пока оформляли бумажки. Процедура чаепития сопровождала нас всю поездку по Турции. Чай очень вкусный, в изящных стеклянных стаканчиках. Крепкий и бодрящий. Мы его пили постоянно, за деньги в чайханах, в ресторанчиках и кафешках, но чаще – нас им угощали, и на таможне и в отеле и в лавочке с сувенирами, везде можно было рассчитывать на предложение испить чайку с хозяином заведения. Даже на военных блок-постах замерзших мототуристов поили чаем – нам очень нравилось :)

Отобедав и разжившись турецкими лирами, мы продолжили путь. Решили ехать по направлению к озеру Ван, понимая, что не доедем, а остановимся на ночлег где-то по дороге.

И тут начались перевалы. Мы еще в Москве подозревали, что будет жестко, и наши подозрения оправдались. Перепад температуры с +24 в долине и до +1 на перевале – это не шутки. Зато в снегу повалялись вдоволь :)

После перевалов заправились на местной бензоколонке. Ценник на бензин, безусловно, скотский. Но что делать, заправляем полные баки.

Надо добраться до ночевки, планируем ее в достаточно крупном городе Курдистана – Карс.

В Карс приехали по темноте. Заехали сначала к цитадели, поднялись по извилистой тропе прямо на мотоциклах к въезду в крепость. Оглядели город с высоты. Прикинули где искать отели (там где ярче горят фонари :)), поехали в тот район. Обойдя три-четыре отеля, осмотрев номера, убедились, что качество явно не соответствует запрашиваемым 35-60 лирам за двухместный номер, тем более, что мы каждый хотели себе по отдельному номеру брать. Решили вернуться на трассу, по которой заезжали в Карс, нам все равно завтра ехать дальше по ней, а там, на повороте как раз и бензоколонка была и какой-то отель, весь украшенный гирляндами огней. Оказалось, что это отель не просто так, а нормальный притон, с игорным залом, большим рестораном с живой музыкой, «русскими девушками» на ресепшене (азербайджанской национальности в основном) и вообще движуха там полным ходом, весь Карс приезжает туда оттянуться, так как в самом городе гулять на широкую ногу не прилично. Надо ли говорить, что мы там и остались? :)

Заселились, помылись и зажигали до утра.

Сюжетные танцы, братание с местными уважаемыми людьми – отдыхали по полной программе.

Наутро 2го мая, наш спитой коллектив разделился на две группы – Костя, Люда и Олег подорвались рано утром и поехали в Ани, у них по плану предполагалось осмотреть армянские памятники архитектуры, на территории Курдистана, а затем, через озеро Ван идти на Средиземное море и Каппадокию. Затем на Стамбул и паромом на Украину.

Мы с Рамиресом, выспавшись и плотно позавтракав свежезаколотым бараном (угощали сотрудники отеля, видимо за наш вчерашний отжиг нам полагалось поправка жирной пищей поутру :)), собирались медленно в дорогу. Мотоциклы стояли там, где мы их бросили вчера в ночи – воровство не присуще людям в этих краях.

Дорога к озеру Ван идет через высокогорные равнины, испещренные каньонами

С дороги отлично было видно гору Арарат, шикарное зрелище.

Погода нам благоприятствовала, было солнечно и довольно тепло, градусов 20 примерно.

Добрались до озера Ван, пообедали прямо в ресторанчике при бензоколонке, около магазина Мигрос.  Традиционный суп, кебаб и чай плотно легли на наши утомленные организмы и мы решили прикорнуть полчасика прямо на берегу озера. Тут и лоточник с пивом очень кстати подвернулся :)

Закончив с сиестой, продолжили путь на юг, вокруг озера. Места удивительно красивые, и с исторической точки зрения интересны. Города и монастыри в скалах, так широко известные по Каппадокии, присутствуют и здесь.

Самочувствие наше после вчерашнего было сложным, пища и дневной сон немного взбодрили, но дубасить сегодня в Сирию, все равно желания не возникало. Заправившись, угостившись непременным чаем и сверившись с картой и гармином, решили ехать до сумерек и становиться на ночлег в приличном нетуристическом городе по дороге.

Выбор пал на городок Битлис. Очень уютный городишко, стоящий прямо в ущелье на каньоне с речушкой, проходящей через весь город. Живописное турецкое захолустье, но с обязательной цитаделью в центре города :)

Отель со странным названием Дидебан был достаточно уютен и недорог, что-то около 25 лир за одноместный номер со всеми удобствами, а так же с турецким завтраком в виде овощей, джемов и хлеба. Чай в любое время, это даже не обсуждается :)

Расположились, побродили по городку, нашли бар, где можно попить пива. В баре нас тут же попытались подснять местные барышни-консуматорши, но мы были морально устойчивы (после вчерашнего особо) и, выпив по кружке традиционного Эфеса – ретировались спать.

3 мая.

Утром собирались в дорогу не торопясь. Обстоятельно позавтракали, упаковались и покатили по живописным серпантинам в сторону городка Нусайбин, где располагается самый восточный пограничный переход между Турцией и Сирией.  Проехав насквозь приграничный город, с оживленным бойким дорожным движением, снованием скутеров и мотоциклов, мимо тележек торговцев фруктами, кебабных и парикмахерских салонов, уперлись в ворота турецкой границы. Нас тут же облепила стайка пацанов, радостно нам что-то рассказывающих и норовящих что-то покрутить или понажимать и потрогать на мотоциклах. Как позже выяснилось, это абсолютно нормальное явление в Сирии, но в Турции такое поведение даже у мальчишек не часто встретишь. Любопытствуют обычно на расстоянии, а тут прямо взяли в оборот :).

От пацанов отбивались недолго, подошел пограничник, проверил паспорта и запустил нас на территорию таможни. Там нас радушно встретили таможенники и пограничники, собрали с нас паспорта и документы на мотоциклы и удалились в здание таможни оформлять наш выезд. Подошел офицер, поинтересовался есть ли у нас сирийская виза. Наш ответ – нет, но очень хочется ее купить прямо на сирийской стороне, не удивил пограничника, однако он пошел с нашими паспортами к сидевшему на стульчике в тени СИРИЙСКОМУ офицеру и они стали живо что-то обсуждать, разглядывая наши паспорта. Что делал сирийский офицер на турецкой стороне границы – непонятно, но видимо это дело привычное, и в самом деле, почему бы по-соседски не ходить в гости друг к другу, не выпить чаю с хорошими людьми? Нам такое добрососедство только на руку, ведь если что-то не понравится сирийцам и визу нам продать не захотят, то и турецкую нам не погасят, сможем развернуться и выехать в Турцию без дополнительных затрат. Наверно в наших паспортах искали еврейские отметки или американские, на худой конец.

Наконец сирийский офицер с большими звездами на погонах, благосклонно кивнул своему турецкому коллеге, после чего нам сообщили, чтоб мы ждали завершения оформительских процедур, все будет нормально и визы сирийцы нам продадут.

Понимая, что оформление будет длиться долго, стали убивать время в разговорах с доброжелательным офицером-пограничником, который нас расспрашивал о нашем маршруте и рассказывал о своем дедушке-сербе (поэтому он особенно хорошо к русским относиться). Нас угостили традиционно чаем и разрешили фотографироваться.