![](/img/0.gif)
Главная / Путешествия на мотоцикле / На родину диких лошадей / Часть 9. / ![](/travel/korolev_mongolia/start_pics_part_9.jpg)
Гостиницу Баян-Хонгора мы поначалу приняли за поликлинику или какое-то медицинское учреждение, настолько хорошо она выглядела снаружи. Как гордо потом сказали местные - самая лучшая гостиница города!
!["Зочид буудал" по-монгольски означает "гостиница"](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3329.jpg)
"Зочид буудал" по-монгольски означает "гостиница"
Еще в Улгие Фродо решил восполнить пробелы в языкознании и узнать, как по-монгольски "отель" или "гостиница". Это привело только к тому, что ему на бумажке написали НАЗВАНИЕ данной гостиницы. И все :)
Вообще, интересен процесс вписывания... Если у нас нужно заполнить кучу бумажек, предъявить паспорт, указать даты прибытия/убития, цель приезда и с кем ты вместе будешь ночевать в номере, то в Монголии всё это никого не интересует.
Ты не предъявляешь никаких документов. Вообще! Им пофиг, кто ты, какой национальности, откуда и куда едешь... Тебе просто дают номер. Платишь ты за него УТРОМ. В Улгие мы попытались расплатиться сразу - не взяли денег! утром, говорят, все утром... Вот так-то :)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3328.jpg)
Номер в Баян-Хонгоре. Вполне приличный, без следов разрухи. А вот душ и туалет - это отдельная песня...
Кроме гостиницы в Уланбаторе, они нам попадались примерно одинаковые, независимо от качества самого номера. Это маленькая квадратная комнатка, войдя в которую, ты обычно упираешься в унитаз, либо в него упирается открывающаяся внутрь дверь, выключатель, кстати, ЗА дверью - юмористы. Душ располагается так, что когда ты его включаешь, он заливает как унитаз, так и раковину сверху. Душевых бортиков обычно нет, либо они чрезвычайно маленькие, так что вода, помимо прочего, еще и заливает весь пол...
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3327.jpg)
Кстати, если у вас в номере есть душ, то еще не факт (а) - что есть горячая вода, (б) - что душ вообще работает... Но в любом случае Вас заверят, что душ ЕСТЬ! Если Вы предъявите претензии, что он не работает, Вас могут отвести в другой номер, жилой, в отсутствие хозяев, и предложат там помыться...
Итак, утро в Баян-Хонгоре... Утром за завтраком часов в одиннадцать, мы наблюдали группу монголов за соседним столом, видимо, золотокопателей. Неспешно кушали под водочку. Напомню, время - 11. Говорят, что выпивают монголы в любое время, вне зависимости от того, находятся они на работе или нет, при исполнении или на отдыхе.
Интересные факты:
Если спросить местное население о национальных традициях принятия крепких напитков, как правило, расскажут про ритуал под названием «джуро» или «жоро», в разных аймаках звучит немного по-разному, но суть одна. В круг, за столом или на коврах в юрте, а чаще всего при встрече на природе, рассаживаются гости и хозяева, либо коммерческие партнеры, либо просто туристы, изнывающие от жажды открытий местных обычаев и традиций. Разливающий наполняет чайную пиалу (не маленькую!) водкой и, прижав правую руку к сердцу, левой передает сосуд вначале самому старшему из присутствующих в кругу людей или самому уважаемому, как правило, начальнику, либо хозяину фирмы. Тот делает пару глотков и со словами благодарности таким же жестом возвращает пиалу во главу стола. «Командующий парадом» доливает пиалу вновь до краев и передает следующему. И так пока водка не кончится. В процессе возлияния можно обмениваться новостями, интересоваться здоровьем близких людей, видами на прирост скота и тому подобными вещами.
Пришел наш кроссмен, увел Андреича за болтом. Починив глушитель, выехали на заправку.
![бензовоз, с птицей Феникс](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3330.jpg)
Вот такой красивый бензовоз, с птицей Феникс
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3331.jpg)
Выехали из города и сначала все было хорошо.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3333.jpg)
Федералка. Хоть и разбитый, но асфальт. И указатель смешной. Хотя, возможно, именно на нем и надо было сворачивать?
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3338.jpg)
Асфальт, как всегда незаметно, сменился укатанной грунтовкой
А минут через тридцать мы заблудились вновь. Дорога есть, но от федералки отклонились... в какой момент это произошло - непонятно. Вернулись до ближайшей развилки, двинули другой дорогой... и начали отклоняться от курса...
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_623.jpg)
Поплутали достаточно. Но на наше счастье, мимо ехал мотоцикл, на нем монгол и монголка (сын и мать? она выглядела старше).
Отловили монгола, спросили дорогу... Они в прямом смысле бросились нам её объяснять и показывать - целое театрализованое представление - оба в ярких одеждах на фоне безоблачного неба и степи, прыгают, скачут, машут руками и кричат "Уланбатор!"... потрясающее зрелище! И при этом глаза такие - ну, в общем, понятно, что люди ОЧЕНЬ хотят помочь и прилагают все свои усилия. "Сюр какой!" - шепчет мне Галка.
Что дороги две, мы уяснили - одна длинная, по которой мы и поехали, делает крюк, но тоже приводит в Уланбатор, вторая - короткая, видимо, наша федералка, но где к ней сворачивать, неясно... горы мешают определить.
Утомившись что-либо понять, знаками попросили показать дорогу на мотоцикле: "вы - вперед, мы - за вами". Монгол махнул рукой, мол следуйте за мной, и поехал в обратку.
По дороге шли недолго, мотик свернул в степь на едва заметную колею, потом мы поездили какими-то кругами (видимо, монгол искал ориентиры - какие, для нас осталось загадкой). Один раз Галка чудом не вылетела из седла - откуда-то из травы выскочил навстречу Африке глубокий сайр, только и успел крикнуть "Держись!"
И наконец мотоцикл остановился, монгол показал дальнейшее направление рукой - вам туда. Спешившись, женщина достала канистру: - Кумыс! - и приглашающий жест
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_624.jpg)
Вот они, наши добрые спасители
Кумыс, гм... побывать в Монголии и не попробовать настоящего кумыса из рук монголки? Галка, у нас кружки далеко??
Кружки оказались близко. Мы по очереди попробовали этот напиток - молоко кобылиц... даже Галка, которая терпеть не может всё молочное... Кумыс с мухами (что ж, белок, все-таки) весьма интересен на вкус - что-то похожее на газированую сыворотку. Однако, много пить его не стал, опасаясь за желудок. А вот Андреич попросил добавки ;)
Выехали на свою федералку и попылили дальше. Проехали очередной город насквозь (видимо, Нарийнтэл). На выезде - мост через реку и платная дорога со шлагбаумом. Подошел человек и стал требовать денег за проезд. Но тут вышла забавная штука.
О том, что проезд мостов в Монголии платный, мы знали, об этом написано практически во всех отчетах. Однако, ни при въезде через мост в Улгий, ни при въезде в Ховд с нас денег не брали. Хотя, было видно, что эти мосты с полицейской будкой. И об этом Галка и спросила нашего кроссмена, мол, как так? почему нас пропустили бесплатно? Он посмеялся и сказал, что вся Монголия на мотоциклах, поэтому с мотоциклов денег и не берут, в отличие от машин.
Итог: в ответ на требование денег за проезд, уверевшаяся в своей правоте Галка напористо ответила, что денег не дадим - "Мотоциклам бесплатно!", хотя сумма копеечная. Без лишних разговоров нам открыли шлагбаум, пропустив.
Через какое-то время дорога испортилась, стала неровной и сильно петляющей, иногда попадались кучи камней или песка, некоторые удавалось объезжать, по другим приходилось ехать напрямик. Стали останавливаться через каждые 50 км, размяться и отдохнуть.
![камень на дороге](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_627.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3340.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3343.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3344.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3346.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3347.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3349.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3350.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3352.jpg)
Обвалившийся мост - "Ну, кто так строит??"
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3355.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3356.jpg)
По GPS'у в стороне от трассы находился населенный пункт. Решили завернуть, заправиться. Ни на одной заправке бензина не оказалось, только зря сделали крюк. Зато увидели небывалое зрелище: посреди абсолютно пустой площади, на солнцепеке, стоит молодой монгол в форме полицеского. Когда мы к нему подъехали, чтобы уточнить на всякий случай направление, он откозырял нам! Опять сюр!
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3360.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3361.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3362.jpg)
Монгольские лошадки на первый взгляд неказисты. Они невысокого роста, коротконоги и не слишком быстры, зато компенсируют эти физические качества потрясающей выносливостью и неприхотливостью. Питаются исключительно подножным кормом и не требуют специального ухода. Лошадей в стране гораздо больше, чем всадников. Они свободно пасутся наравне с другим скотом, и иногда создают проблемы на трассах. Теперь, когда по всей стране начинают возникать скоростные автотрассы, лошади – серьезная опасность для водителей. Пока большинство дорог в Монголии грунтовые, лошадей даже не подковывают.
Из легенд:
С конем связана и легенда о происхождении уникальной в мировой культуре монгольской традиции – овоо. По легенде, у знаменитого всадника издох не менее знаменитый конь. Всадник положил череп своего любимца на перевале, чтобы умиротворить духов окружающей местности. Так и возникло первое ово. И по сей день лошадиные черепа на ово – не редкость.
![Сарлыки](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3363.jpg)
Сарлыки!
Интересные факты:
В высокогорных районах Монголии, 2000-3000 м над уровнем моря, разводится як (по-монгольски - "сарлык"), который заменяет крупнорогатый скот, который на такой высоте не выживает. Яки же наоборот не могут работать в долинах - длительная работа в долинах действует на животных угнетающе.
По количеству яков Монголия занимает второе место в мире.
Преобладающая масть монгольского яка - черная, часто встречаются бурые и серые. Отличительная особенность сарлыков - густая шерсть на теле и непропорциональное развитие передней и задней частей туловища: глубокая грудь сочетается с коротким, узким задом. При использовании яка для работы под седлом и вьюком в горных условиях это является его преимуществом. Крепкое телосложение, хорошее развитие грудной клетки: сердца и легких, твердые копыта и густой волосяной покров позволяют яку легко переносить суровые высокогорные условия.
В высокогорных районах это единственное животное, обеспечивающее население молоком - до 700 литров на самку. Молоко употребляется в пищу как цельное, так и переработанное, в виде сливочного масла, простокваши, творога и других продуктов. По качеству оно не уступает молоку коз и овец, верблюдиц и коров, отличаясь большим содержанием жира.
Як не требует от человека никаких затрат, он сам добывает себе корм в горах, ночует под открытым небом и даже хорошо защищается от хищников.
Интересно, что оказывается, есть гора Сарлык — она входит в состав Семинского хребта и является его высшей точкой (2506 м). Т.е. мы ее даже проезжали :)
В переводе с алтайского "сарлык" означает "дикий як", так же как и у монголов.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3365.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3366.jpg)
Галкины костыли не только периодически попадали в кадр, но еще и очень мешались мне в зеркалах.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3367.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3370.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3378.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3380.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3381.jpg)
![ралли монголия](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3383.jpg)
Наши старые знакомые :)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3384.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3387.jpg)
Правая? Левая?
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3388.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3389.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3390.jpg)
Очередной объезд.
Километров за 450 до Уланбатора пошел асфальт, появился где-то сбоку, чем мы не преминули воспользоваться.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3391.jpg)
Интересная парковка
Асфальт сначала пошел весьма опасный - с огромными дырами, затем начался шикарный автобан, он был очень кстати, к этому моменту мы уже устали от груновок, тряски и хотелось просто спокойно и размеренно прокатиться в удовольствие.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3394.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3393.jpg)
Также насквозь проехали Арвайхэр. Сум назван так по кличке лошади :)
Принято считать, что Буцефал - единственный в мире город, названный в честь лошади. Однако это не так. Жеребец Арвайхэр прославился тем, что в течение 20 лет побеждал на скачках всех соперников. Памятник ему является гордостью жителей города.
**Маленькое отступление: в процессе написания отчета, я нашел монгольскую музыку... Галка, послушав, сказала, что похоже, она и есть про этого Арвайхэра, там часто произносится это имя... очень забавно, рекомендую насладиться :) Boomp3.com
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3395.jpg)
Интересно, о чем этот плакат предупреждает товарищей водителей?
Видимо, о том, чтобы не ездили по двум полосам одновременно, как этот чудак ниже...
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3399.jpg)
Машину пришлось обгонять, но сделать это оказалось непросто. Водитель, то ли по собственной прихоти, то ли по просьбе пассажиров, каждый раз смещался в сторону перекрывая нам дорогу и не давая обогнать... Я так понял, это они нас так рассматривали в зеркала. Цензурных слов на это не хватает!
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3400.jpg)
В Арвайхэре есть бензин и телефонная связь. Из него дорога вопреки GPS'у пошла на север, а не на восток. Но на этот раз решили на GPS забить. Проехали мост, опять платный. Вот здесь халява не прошла - монгол очень уверенно показал на плакат с расценками за проезд, пришлось дать денег.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3401.jpg)
Обычная картина - стадо, сломя голову перебегающее тебе дорогу...
Солнце шло к закату, тени удлинялись, а дорога стала кишить в прямом смысле мышами. Теплый асфальт, видимо, притягивал их, на радость ястребам и орлам, сидящим на столбах или парящим над полотном дороги.
Я, наверное, раздавил штук пять мышей. В попытке объехать одну из них даже выскачил задним колесом на обочину, больше рисковать не стал, ехал не обращая на них никакого внимания, кто успевал - убегал, кто-то убегая видимо прыгал под колеса. Как бы наверное сказали Монголы, значит судьба.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3408.jpg)
Где-то в стороне от дороги остался Обелиск "Центр Монголии" (N46 52.126 E103 50.043). Заезжать не стали, чтобы потом ночью не плутать.
Стремительно темнело. Нужно искать ночлег и воду. Притормозив у небольшого придорожного поселка (N47 13.853 E103 37.261), купили бутылку водки "1 канал" и попросили воды. Воду набирают из ручья. Пытались объяснить дорогу к источнику, но безуспешно, просто налили нам воды из своих запасов.
Отъехав в степь подальше от жилых юрт, под светом фар поставили палатки (N47 14.734 E103 37.267) и приготовили пищу. Душевно посидели, попив чайку 3в1, только чай монгольский, соленый, с молоком. До Уланбатора оставалось 320 километров, это один завтрашний день пути.
![Монгольский цай 3в1 и монгольские сигареты](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_679.jpg)
Монгольский цай 3в1 и монгольские сигареты
![Водка "Первый канал"](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_634.jpg)
Водка "Первый канал". На запах странная, на вкус вполне себе. Андреич с Галкой, избалованные чаем с бальзамом, добавляли ее себе в чай и радовались :)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3413.jpg)
Вечером я долго не мог поставить Африку - уходит подножка, ни камней, ни дерева нигде нет... в конце концов, Кэндл сходила в степь и принесла кость
![BMW GS 800 F](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_632.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3414.jpg)
Мы правильные туристы - весь мусор закопали.
Интересно, что урн или помоек как факт в сумах не существует (ну, или мы не видели). Зато есть что-то типа грандиозной свалки где-нибудь на окраине сума, с которой потом ветер разносит весь хлам по степи...
Собрав лагерь, мы выдвинулись в Уланбатор.
![Экипаж Африки!](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3417.jpg)
Экипаж Африки!
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3422.jpg)
Ближе к Уланбатору пейзаж совсем поменялся. Добавилось зелени вокруг.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3430.jpg)
По сторонам дороги стали появляться кэмпинги.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3432.jpg)
И заправки. Просто заправки, непривязанные к населенному пункту. Заправились после ночевки в степи (N47 22.087 E103 56.266; N47 20.285 E104 28.254).
Где-то недалеко от этого места находится монастырь Овго (N47 26.552 E103 42.863), куда мы также не заезжали. К сожалению, незапланированный изначально маршрут по южной дороге не позволил выделить время на это место.
Еще одна заправка (N47 52.328 E105 13.556) - в городе, т.е. суме, Лун. Очередной мост. Галка опять сообщает, что "мотоциклам бесплатно". И тут монгол делает ошибку - показывая на мотоцикл, говорит "Машина - плати". О! а у нас мотоцикл! Покажите, где в расценках написано "мотоцикл", и мы, ни вопрос, заплатим! Препирались долго. Монголу доказать, что у нас машины, не удалось, пришлось пропускать...
Дорога в направлении Уланбатар-Лун является главной стратегической дорогой, соединяющей столицу с западными аймаками. На данный момент, август 2008г., находилась на реконструкции. Если верить инету, обещают сдать в ноябре... Общая протяжённость дороги составляет 106.2 км.
Ну, а у нас километров через двести халява закончилась, за Луном пошли множественные грунтовые объезды.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3439.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3442.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3448.jpg)
Каких чудаков только не встретишь! Два человека европейской внешности чешут на трехколесном велосипеде (?)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3453.jpg)
![хадагах](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3454.jpg)
Наверху виднеется ово... и вся скала в синих ленточках - хадагах
Интересные факты:
Хадаг представляет собой украшенный орнаментом и бахромой отрез шелковой материи. Это традиционный подарок монголов. Его дарят в знак уважения, неважно, людям или духам. Если кроме хадага дарится что-либо еще, этот подарок кладется на хадаг и преподносится на нем в открытом виде, не заворачивая.
Хадаг бывает синего, желтого, белого и зеленого цвета. Основной цвет хадага – синий, цвет монгольского Мунх Хух Тэнгри, Неба, бесконечно уважаемого и почитаемого. Даже чаще, чем людям, подношения на хадаге приносятся божествам и духам. Если вы посмотрите на овоо, храмовые сооружения, священные камни, деревья и другие культовые места, вы обратите внимание, что все они перевязаны синими лентами. Это и есть хадаги – знаки уважения бесчисленного количества прошедших здесь путников.
Обычай привязывания хадага сакрального смысла не имеет – это лишь предосторожность от сильных монгольских ветров, которые могут унести принесенный человеком хадаг в какое-нибудь другое, не слишком святое, место.
Кроме синих, часто попадаются желтые, белые и зеленые хадаги. Желтый цвет – цвет святости и мудрости, его дарят ламам, ученым и просто очень уважаемым людям. Белый цвет – самый уважаемый, цвет седин и молока, белый хадаг преподносят самым пожилым и самым уважаемым. Зеленый – обычный цвет, альтернатива синему, цвет бескрайних монгольских просторов.
Попадается (хоть и редко) и красный хадаг. Расспросы о том, что же символизирует этот цвет, результатов не дали. Единственная версия о красном хадаге – симбиоз социалистической символики и старинных монгольских обычаев, наследие того периода, когда открывались красные юрты и столица была названа Красным Богатырем...
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3456.jpg)
Чем ближе к Уланбатору, тем более не по-монгольски выглядят жилища...
![Дороги Монголии](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3458.jpg)
Объездные с обеих сторон от федералки, по которой ехать вообще невозможно - такая стиральная доска, что кажется, сейчас не только пломбы из зубов повылетают, но и сами зубы, а потом и кости...
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3459.jpg)
Цайная для лошадей :)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3460.jpg)
И даже "это" гораздо лучше федералки!
![Боец устал](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3461.jpg)
Боец устал
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3464.jpg)
Это не столб пыли от проехавшей машины, а маленький пылевой смерчик. Они постоянно пересекали наш путь
Не доезжая до города километров двадцать, Кэндл пробивает заднее колесо. Ну кто кроме Ирки может найти в степи гвоздь?
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3467.jpg)
Пришлось повозиться, запороли одну камеру (травил сосок), поставили вторую, подключив компрессор в прикуриватель Африки, поддали давления и покрышка села как полагается.
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3468.jpg)
Пока меняли колесо, Ирке пришлось держать мотоцикл на весу
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3476.jpg)
До Уланбатора уже рукой подать, а объездные все не кончаются
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3478.jpg)
![](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3481.jpg)
И вот вдали город, столица Монголии...
![Столица Оргоо, Урга, Их-хурээ, Нийслэл-хурээ или теперяшний Улан-Батор](/travel/korolev_mongolia/part_9/mongolia_3487.jpg)
Вот как-то так и въехали в город зовущийся когда-то Оргоо, Урга, Их-хурээ, Нийслэл-хурээ или теперяшний Улан-Батор
Продолжение. Часть X. Баярла, Монголия!
|