Поездка в Монголию

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / Поездка в Монголию /

Мысль о данной поездке родилась, как водится, на кухне за рюмкой чая. Сначала был рассказ Сергея (Студент) и Веры (Бепс) о путешествии по Саянскому Кольцу, далее мечты обоих Лех о Чуйском тракте и, наконец, ностальгические воспоминания Варда о Туве и Монголии. Результатом явилась идея совместить восточную часть Саянского кольца с Чуйским трактом через северо-западную Монголию. Состав определили, маршрут нарисовали, временем выезда назвали июль 2004 года и на долгие зимние месяца, практически, забыли. Встречаясь зимой, бодро похлопывали друг друга по плечам, интересуясь «Ну как, ты готов к летней поездке?» - «А как же. А ты?» - «Конечно!!!». Но все это было еще далеко и казалось совершенно нереально, а потому будоражило воображение, давая волю фантазии. С мотоциклами все было, более менее, понятно. В «конюшне», в ожидании сезона, стояли три Хонды Африки Твин-750, одна Африка-650 кубиков, Ямаха Тенере 660, Хонда Варадеро и Ямаха TDM. Поскольку готовить мотоциклы к сезону надо было в любом случае, с усердием начали запасаться запчастями. Фильтра, свечи, масло, тросики, камеры, цепи и звезды закупались с запасом (все равно не пропадут).

Апрель вместе с потеплением принес необходимость принятия решения о дате старта, т.к. все начали прикидывать планы на лето. Итак, планируем вылетать из Москвы в Красноярск 9 июля. Прошли майские праздники, наступил июнь, и тут выяснилось, что все предварительные договоренности по монгольским визам, отправке техники, а также сроки экспедиции – все летит к черту. Еще раз собрались, поговорили и так как, ни кто не набрался смелости признать, что мы не готовы ни физически, ни морально, единогласно решили отправить технику 15 июля и вылетать 19-го. Приобретение билетов на самолет дало старт реальной подготовке. Выяснились некоторые «мелочи» - для мотоциклов требовалось перевести на монгольский язык весь пакет документов, Студенту и Мане нужно было получать новые загранпаспорта, и у двоих членов команды возникли проблемы на работе. Решили ехать по маршруту: Красноярск- Абакан- Кызыл- Хандыгайты (пограничный переход) -далее Монголия? - Ташанта (пограничный переход)-Горно-Алтайск- Телецкое озеро-Барнаул -Новосибирск. На поезде отправили четыре Хонды Африки и 19-го все-таки вылетели в Красноярск. Виз не было, карты Монголии мало чем отличались от пачки Беломора по информативности, за доставку техники в Красноярск пришлось отдать 1000 мертвых американских президентов. Правда, были GPS, космоснимок без ключевой части маршрута, хорошее настроение и уверенность, что скучно не будет.

20-го июля, на удивление, легко и быстро получили технику. Проезд по городу, и вот уже парковка у знаменитого красноярского моста «с червонца». Город поразил своим гостеприимством и красотой. Чистый, ухоженный с безумным количеством фонтанов. Общение с турфирмой «Саянское Кольцо» обогатило нас большим количеством полезных контактов по всему маршруту и придало уверенности, что все получится. (Большой респект Юле Капустинской). Вечернее катание по красивому городу в классной компании местных мотоциклистов, новые знакомства, пожелания удачной дороги, пиво, безмятежный сон.

Эндуро для путешествий

Утренние хлопоты начались с безуспешных попыток запихать все барахло в кофры и сумки. Перекладывание шмоток из одних емкостей в другие, как это не странно, не привело к увеличению свободного пространства. Пришлось организовать еще один мешок, который Леша Вечеров сумел-таки приторочить к своему мотоциклу. Общение с местным телевидением «Зачем вам это надо?» «А черт его знает!» «А что вас ждет в Монголии?» «А черт его знает!» «Ну, хорошо, а как называются ваши мотоциклы?» «А вот это – пожалуйста». 10.00 – поехали!!! Первая проблема ждет нас в 100 метрах от гостиницы - мост «с червонца», из-за ремонта оказался, односторонним, а объезд далеким и непонятным. Общение с гайцами заканчивается братанием. Все, выехали из города. Прохладно и облачно. Красноярская ГЭС не впечатлила своими размерами, детские воспоминания о героическом труде строителей никак не вяжутся с тем, что мы увидели. Далее красивая дорога, хороший асфальт, плавные повороты прекрасно адаптировали группу. Сами собой, мы разбиваемся на двойки и начинаем пожирать километры до Абакана. Несколько раз нас накрывает дождь, а мы в свою очередь накрываем дорожные сумки непромоканцами. Результатом плохо закрепленных сумок стало прогорание об трубу одной из них и полное уничтожение двух непромоконцев для сумок. Первый раз пригодился, ставший далее незаменимым, скотч. Постепенно, все утряслось и души наполнил кайф от дороги, вкусное ощущение, что все впереди и ожидание новых впечатлений и приключений. Перекус и заправка перед границей Красноярского Края и Хакасии. В кафешке много иностранцев, а рядом на обочине конопля. И наши и не наши достают стандартными вопросами. На второе место после «А, сколько бак?» вышел вопрос «А, 33 регион это где?», «Ага, Владимир. Это- Подмосковье». Ну, понятно, что по сибирским меркам 180 км. – это рядом (парни из Красноярска ездят в Абакан четыреста с лишним км., по приглашению сварить раков на выходные). Украшаем мотоциклы дикорастущим канабисом и едем дальше. Пост ГАИ. Попытка объяснить милиционерам, что экибана на кофрах это не «транспортировка наркотиков» увенчалась успехом, но дальше едем уже без шуток. Хочется все-таки пройти маршрут, а не быть галочкой в отчетах о непримиримой борьбе нашей милиции с наркоманами.

На въезде в Абакан остановились сфотографироваться и решить, что делать.

«Девушка, просьба и вопрос: Не могли бы Вы нас сфотографировать? И как Вас зовут?» «Мешаем работать?» «Тогда только просьба…» Дорога отличная, время около 15-00, вставать на ночлег не хочется, к тому же выглянуло солнышко, и мы решаем идти далее до Танзыбея. Заправок по дороге достаточно, но, памятуя о рассказах Студента (в 2002 году они вынуждены были пройти 250 км. на одном баке), заправляемся через каждую сотню километров. Ночевка в небольшом поселке недалеко от перевала, в частном доме с баней и жареным хариусом. Сладкое молоко, домашняя сметана – жизнь наладилась! Немного вина, засыпаем под рассказы Варда (Саши Варданянца), какая красивая там дорога, маленькие деревянные мосты, скалы, дикая природа. На завтра – Восточный Саян.

Утро порадовало солнышком, а хозяева домашними пирожками и классным завтраком. Заправка, и побежали под колесами саянские километры. Воспоминания пятнадцатилетней давности подвели: дорога новая и современная, проложена в другом месте, как будто специально в обход всех красот Восточного Саяна. Вождь (Александр Джалагония, Сочи) едет впереди, да так лихо, что мы на полном ходу проскакиваем перевал, снежники, стелу на месте гибели Лебедя, и останавливаемся далеко внизу. «Куда летим, Вождь? Не успеваем фотографировать. Второй раз по тому же маршруту вряд ли поедем.». «Ладно, туристы, фото-киносъемки!». Долго фотографировались и любовались окрестностями на границе Хакасии и Тывы. На первом тувинском посту ГАИ пришлось показывать все документы на мотоциклы и наши права, заодно и проверили, что ничего не забыто.

Про Тыву ходили самые тревожные слухи, в том числе и по информации команды Студента образца 2002 года. Решаем ехать всем вместе и если останавливаться, то тоже вместе. Радиостанции на всякий случай включены. Город Туран, урбанистические пейзажи крайне унылые, заправка времен царя гороха, набежавшие детишки, трогая нас и мотоциклы, обжигаются о выхлопные трубы. Подъезжаем к Кызылу, смотрим на исток Великого Енисея, звоним Батыру.

Подъезжаем к Кызылу, смотрим на исток Великого Енисея, звоним Батыру

Юрточный лагерь «Бий-Хем», знаком нам по рассказам друзей и фотографиям. Два километра грунтовки с песком и камешками приятно щекочут нервы, разжигая фантазию и, как бы, приближая уже не такую далекую Монголию. Разговор с Батыром развеял тревогу об отсутствии монгольских виз.

23-е июля – дождь, осмотр города, посещение «Центра Азии», встречи с друзьями, получение виз, телефонные переговоры со Студентом и неизвестным нам Болатбеком (наш гид по Монголии). Разбор ситуации. Студент будет нас ждать 29-го в Ташанте - конец (или начало?) Чуйского Тракта. Болатбек сказал, что выехал нас встречать на границу с Россией у перехода Хандыгайты и будет там 24-ого вечером. Значит 24-ого утром старт. «Интересно, о чем мы все-таки договорились с Болатбеком?» Связь отвратительная.

Старт, так старт. Тепло, солнце. Дорога вдоль Енисея, асфальт, идем плотной группой 120 км/ч. Обещанных нам хулиганов и людоедов не встретили, правда, лишний раз и не останавливались. Перед Чаданом кафе со скромным названием «Азия». Народу много, атмосфера советской столовой, но все быстро и довольно вкусно. Батыр предлагает посмотреть «Сердце гор», с наскальными петроглифами. Съезжаем с трассы, плутаем вокруг горы по грунтовкам и, в итоге, по степи напрямую. Africa Forever!!! Леша Сапега ждет нас в стороне. Подъехали к нему двое молодых ребят, познакомились, хвастаются симпатичными ножичками. «Да нет, ребята, я не один путешествую. Вон там осматривает достопримечательности «большая» группа мотоциклистов». «Да-а-а» «Уже уезжаете, счастливого пути!». По дороге в Хандыгайты остановились на перевале через Восточный Тануола. Место замечательное тем, что можно пописать в два океана - одновременно (Северный Ледовитый и Индийский), что и сделали, хотя, учитывая пологость перевала, было не просто. Хандыгайты. Заправка. Граница. Таможня. С нашей стороны час, с монгольской 15 минут. Перевода документов на монгольский никто не спросил. Хорошо, что поленились их сделать в Москве.

Слава Богу, Болатбек со своей командой встречает нас прямо на границе, прямо здесь же закончился и асфальт. Уточняем о чем, договорились по телефону. Ага, машина идет с нами, бензин будет завтра. Один из парней (Куатай) - повар. «Правда, он повар только на время, а в жизни он – ветеринар». «А это – Джарас, он наш водитель, а вообще-то он программист и системный администратор». «Веселые вы ребята – монголы» «Мы не монголы, мы - казахи!» «Стоп! Где мы????». Проезжаем 30 км. от границы по гравийке и съезжаем степь. Форсируем два сухих русла рек и к безумной радости местных комаров останавливаемся на ночлег.

Куатай берет мешок и отправляется собирать сухое дерьмо

Место выбрано странно. Уточняем «Почему?». «Во-первых - вода, во-вторых – нет ветра (комаров не сдувает!), в-третьих - не видно с дороги «а то эти монголы….». Куатай берет мешок и отправляется собирать сухое дерьмо. Волнуемся и надеемся, что это не для ужина. Волнуемся серьезно – все это сложено рядом с тарелками. «УФФ!», повезло – это топливо для печи, а вот и казан! Ужин, знакомство. Ребята сносно говорят по-русски. Подарок от фирмы – монгольская водка (38 градусов). Болатбек – ты молодец! Еще одна, Болатбек – ты просто умница!!!

Ночью холодно и дождь. Встаем рано, завтракаем, старт. Проходим 70 км. Дождь. «Что это???» «Это гордость здешних мест – 30 км. асфальта перед городом». «Это Монголия?» «Да – это город Улаангом - УБС Аймак, областной центр». «Зачем?» «Здесь бензин, а теперь обратно 50 км». Первый перевал. На спуске дороги разбегаются во все стороны. Впереди гряда. «Куда нам?» «Куда-то туда. Мы здесь сами путаемся». «Суперр!». Встречаем местных. Ребята в национальных халатах на Ижах. У одного на груди автомат, нет – насос, ну и ладно. Находим второй перевал. Направление на озеро Урег-Нуур - GPS подтверждает.

Дорога мокрая с глубокими лужами, все в грязи.

Дорога мокрая с глубокими лужами, все в грязи. Первые падения. Ну, наконец-то, озеро. «Что за перевал у нас впереди?» «Плохой перевал, грязь, камни». «Такой же, как были предыдущие?». «Нет, были хорошие перевалы». Ну, тогда шабаш, ставим лагерь и ночуем. «Плохой» перевал в дождь и под вечер - плохая идея. Встречаем пастухов, переговоры о покупке барана. «Ну, нет, это очень дорого – 26000 тугриков за барана!!!». Торгуемся, пока не узнаем, что это 900 рублей. Расстаемся довольные друг другом. Вождь достает нож и знакомится с бараном. Куатай опять исчезает в степи со своим мешком в поисках топлива для кухни. Мы начинаем ставить лагерь. Озеро Урег-Нуур на всех картах обозначено, как соленое. Пробуем, вот это да! Вода, не соленая, а сладкая. Понятно, что какая-то минерализация есть, но не соленая! Купаемся. В душе ощущение причастности к чему-то значимому перемешивается с тревогой о завтрашнем перевале. Просматриваем карты, определяем направление завтрашнего движения. Поднимается ветер, а на озере – волна. Дождик. Начинаем ставить лагерь заново, укрепляем растяжки тента, переустанавливаем мотоциклы. Ужин божественный, мясо от пуза, а Болатбек опять умница!!! Как мы сами забыли позаботиться о «заправках» для себя, ума не приложу. Обычно все очень аккуратны.

Завтрак из мяса, печени, сердца и еще какого-то ливера. Погода какая-то неустойчивая, поэтому одеваем непромоканцы и пока наши друзья собираются - трогаемся в путь. Через двадцать минут солнце начинает жарить не по-детски, и мы, продолжая наше движение, медленно промокаем «изнутри». Заезжаем на перевал. Отсутствие сложностей и малая высота (около 2300 метров) наводят на мысль, что перевал не тот. Снимаем дождевики и возвращаемся обратно. По рации ищем наших гидов. «Да перевал не тот, несколько километров назад, ждем у подъема на ТОТ перевал». Материмся. Встречаемся и начинаем подъем. Какие же мы молодцы – влетели и даже не моргнули глазом! «Ну, куда там, в следующий раз?» «Париж-Дакар, не меньше! Ура-а-а!». Джарас расстроено смотрит по сторонам и говорит, что это конечно перевал, но он его видит в первый раз. Спускаемся в какую-то долину, горы плотно со всех сторон. Через некоторое время долина кончается, но появляется юрта. Люди! «Нет, здесь дороги нет! Вам надо обратно или на лошади через эту гору». Решаем ехать вверх. Как мы все ненавидим сусликов! Эти чертовы создания, не только переносят чуму, они еще очень любят переносить большие объемы грунта с места на место. А какие они роют чудесные ямы! Всё позади, мы на перевале. Спуск, как всегда, страшнее подъема, да и сусликов тут побольше. А какие все трудолюбивые. Сволочи! Долина должна нас вернуть в исходную точку к озеру Урег-Нуур. Первое серьезное испытание для наших мотоциклов - большие глыбовые завалы. Камни острые и крупные. Неприятно, но проходим. Наконец, накатавшись, встречаемся с нашими гидами. Лица счастливые «Вот там – наш перевал!». Времени потеряно много, поэтому, покурив, начинаем. Форсируем несколько речушек и лезем, лезем, лезем. Подвески часто пробивает, из-за перегибов не видно, что впереди, встречается грязь. Зато красотища вокруг и эдельвейсы. Спуск с перевала запомнился. Откуда в Монголии на одном отдельно взятом перевале такой роскошный чернозем – черт его знает! Но он там есть. Прекрасный, жирный, размокший от дождя, с частыми вкраплениями здоровенных каменных глыб и конечно речушка, понаделавшая массу русел. Не забудем – точно!

Выкатываемся в долину. Под колесами появляется твердая колея, на лицах улыбки, а в душе ощущение счастья. Останавливаемся около юрт. Обсуждаем дальнейший маршрут, показываем карты. «Там где Вы хотите проехать, после дождей высокая вода», «А если южнее?» «Это можно, но вода все равно высокая». Пока разговариваем, за спиной слышим матерную прелюдию к серьезному мордобитию в исполнении Леши Вечерова. Смертоубийство предотвращено, выясняем причину. «Какого черта, он надел мой шлем?» Извинения, заверения в вечной дружбе и клятва, что в данный момент никакой живности на голове данного «товарисща» нет. Прощаемся и уходим много южнее запланированного маршрута. После гор, степные дороги кажутся асфальтом. На скорости 90-100 км/час подъезжаем к речушке. Все дороги сбегаются в одно место, понимаем, что брод здесь. Вода мутная, холодная и высокая. Вождь разгоняется и, спасая свой воздухозаборник на 650-ке, валится на правую сторону. Лехи, страхуя, принимают Вождя, а вместе с ним бодрящую ванну. Гиды щелкают фотоаппаратами и, ах-ха-я в камеру, предлагают повторить. Вечеров мокрый, а потому решительный, на большой скорости практически пересекает поток, но все-таки глохнет в метре от спасительного берега.

Броды, реки монголии

Совместными усилиями второй мотоцикл и второй мокрый участник форсирование завершил. Все-таки, очень глубоко и сильное течение. Леша Сапега уходит в сторону и разведывает другой путь. Снимаем с оставшихся мотоциклов кофры, и завершаем переправу на большой скорости в новом месте. Первый вопрос к Болатбеку «Еще переправы будут?» «Будут, но там должен быть мост». Надеемся. Перекуриваем и, стуча зубами, движемся навстречу загадочному городу Уйльги. Полный восторг! Мост есть, но за ним дорога теряется в песках. Все-таки, не полюбили мы пески. Скорость упала, стала сказываться усталость. В состоянии легкого отупения проходим еще километров 40. Но вот ЭТО, конечно же прелесть. Дорожный знак!

Да еще какой (обгон грузовому транспорту запрещен)! Да если еще учесть, что мы не встретили ни одной, даже встречной машины! Супер! Настроение приподняли, до города остается 25 километров. Все дороги сбежались в одну долинку и идут вдоль реки. Пыль, пыль, пыль… Вспоминаем добрый совет Натальи Герелис из магазина Альпин – приобрести соответствующие очки (респект). Впереди за поворотом вырастает пылевой гриб. Только не это…, на дороге грустно лежит Африканец с проколотым, разутым передним колесом и удивленный Леха Вечеров. Скорость была за 80 км/час. Осматриваем пострадавших: у Лехи ушибы и потертости, у Африканца поколот правый пластик и замят бак. Оказываем пострадавшим помощь. Ребята казахи – молодцы, помогают. Куатай сумел быстро сотворить чай. Нет, ну обидно, да? Столько пройти и уже рядом с городом… До Уйльги доходим осторожно и не спеша. Крупный монгольский город. Население 18 тысяч, несколько пятиэтажек, администрация, памятник нашему Ленину и монгольскому «Ленину», краеведческий музей. Через час Болатбек организовал баню (Горячая вода и холодное пиво - это кайф!). Вечером - новые ощущения: никогда раньше не чувствовали себя экспонатами в зоопарке, а тут пожалуйста! «Сколько бак?», «Двадцать, и шлем положи на место!». «А лошадей?» « Шлем, говорю, положи и слезь с мотоцикла!». «Да стартер, но к Ижу не подходит». «Какой ключ!!! Не дам!!!». На ночь решили выставить патруль около техники…. Пока решали, кто будет стоять первым, пришел пузатый дядька в спортивном костюме. По виду или «авторитет», или чиновник высокого ранга. Оказался чиновник, поставил охрану около мотоциклов и предложил завтра встретиться у него в кабинете. Цены в Монголии удивили. Койка в юрте 5 долларов с носа, ужин на 7 человек «от пуза» с пивом 12 долларов на всех.

Как и положено, утро начинаем с заботы о «конях».

После небольшого ремонта заходим в кафе. Повариха живо откликается на нашу просьбу о чае и ловким движением, достав из супа половник наливает им кипяток в пиалу и им же молоко. Теперь щепотка соли и - « Ваш чай!». « Спасибо, возьмите деньги за представление, а с чаем мы погорячились, не хочется…». В краеведческом музее мы, наконец - то, узнали, что Дарвин был не совсем прав в части происхождения человечества, оно (человечество) зародилось в Монголии, а если быть точнее, то на том самом месте, где мы сейчас находимся (В Тыве местные краеведы уверяли нас, что Дарвин даже был немного тувинцем), так что мы не сильно удивились.

Узнаем, что на границе с Россией большие очереди. Вспоминаем о чиновнике и решаем, что неплохо бы заручиться охранной грамотой. Администрация сильно напоминает российские коридоры власти: гордые и довольные собой «слуги народа» и граждане с поникшими плечами, в общем, СОВОК – неистребим! В кабинете местного вождя, толи вице-губернатора, толи вице-премьера - стена из книг Ленина. Так! Все понятно! Вспомнили навыки общения с бюрократами, высунули языки, потупили взоры и: «Большая честь…», «О достопочтимый глава!...», «Под Вашим чутким руководством!...», «А можно мы Вас на камеру снимем?», «О, спасибо!....». Навыки не потеряли - бумагу получили и в ресторан. Как готовили еду, мы не видели, поэтому ели с аппетитом. Вечером водка-пати в местном заведении. Громкая музыка, народ выпивает, общается и танцует. Музыки становится меньше, водки больше, танцы постепенно сменяются стычками и драками. Весело, раздражает только ощущение, что находишься на обочине этого праздника жизни. Ага, наконец-то, и в нашу сторону полетели косые взгляды. «А, что будет, когда приедет милиция?». «В клетку до утра». «Ну, это не пугает, это мы уже проходили и дома и в Турции. А вот в Монголии….». Подраться не удалось, вступают наиболее трезвые, и обсуждение особенностей КПЗ разных стран заканчиваем уже в юрте. Чувство досады и незавершенности.

Утром отправились за удочками. Появление на рыночной площади мотоциклов, полностью парализовало торговлю и наше желание что-либо покупать. Трое остаются охранять мотоциклы, и общаться с местным населением. « Бак? Двадцать. Лошадок? Пятьдесят. Бак? Двадцать. Лошадок? Пятьдесят. БАК????!!!!! ДВАДЦАТЬ!!!!!!!!!! ЛОШАДОК????????? ТАБУН!!!! Е-мое, и не сдирайте с нас черепашки это не сувениры.!» Желание выпить чай привело нас в вагон-ресторан «Русская кухня». http://photofile.ru/default/do?sp=&sn=168891&id=2856724#sm . Без комментариев… Удочки, блесны, лески закуплены. Выезжаем на озеро Толбо-Нуур. По пути встречаем удивительно гостеприимных и милых людей. Принимаем предложение посетить юрту. Пьем кумыс, едим вкусные плюшки, обсуждаем достоинства и недостатки солнечных батарей, вокруг юрт. Катаем детишек. Через два часа купаем «коней» в озере. Красотища!!! Ни одной живой души вокруг.

Через два часа купаем «коней» в озере

Вода прозрачная, теплая. Вождь забрасывает снасть и... первый хариус!!! С первого заброса! Вот это да! Все хватают крючки и леску, забрасывают и…. Тьфу ты… Повар Куатай пойман за губу умелыми рыболовами почти мгновенно. Вождь проводит хирургическую операцию, рыбачим, загораем, обедаем свежезажаренной рыбой и очень малосоленой рыбой. Борьба сумо. Равных Вождю нет. Ну, никто и не сомневался. Обсуждаем качество отсутствующих дорог. После того, как мы приходим к выводу, что дороги нормальные (себя то надо успокоить!) отправляемся в обратный путь.

Вечером после посещения Интернета (что в Монголии не редкость) и юрты, в которой стоял пятый пентиум, вождь поинтересовался, а что это за люди с повязками на лицах, то и дело, встречаются на улицах. Ответ определил выезд «назавтра»: «- Да это у них в семье кто-то или чумой или холерой болеет….» (Надеемся, что пошутили). Ужинали чипсами …сами понимаете. Вечером, как всегда, забавы местных жителей (драки и танцы), знакомимся с американцами! Американцев в городке много. Раз в пять больше чем русских. В общем, человек двадцать. Напиваются в стельку и лезут обниматься. Мы тоже хороши, но обниматься не лезем. «Что им тут надо? Может они органами торгуют?» предполагает Леха после общения с американкой, хватавшей его за орган. Спим, завтра тяжелый день.

Утром, в предвкушении встречи с Родиной, в приподнятом настроении, оседлали своих мустангов, делаем круг почета по городку и на границу! Дорога прекрасная! Песок, камни, водные преграды, перевалы, в общем веселимся! Чувство опасности притупилось, предвкушаем ночевку в номере с ванной. Сегодня увидимся со Студентом. Три часа и вдалеке виден таможенный пост! Ура! УРА!! УРААА!!!!!! А вот и не ура…. Обед у монгольских пограничников. Ждем. Очередь из двух УАЗиков. Прощаемся с ребятами и, гордо потрясая нашей охранной грамотой, едем без очереди. Между монгольским постом и нашим несколько километров. Граница. Улыбки на наших лицах, горящие взоры, и…. Перерыв.

Погран застава Россия Монголия

Чем больше узнаем таможенников, тем лучше относимся к гаишникам. Ставим мотоциклы ложимся под палящим солнцем прямо на асфальт. Бежит девчушка в форме. «На землю не ложиться! Вы позорите Россию!» «Так жарко же. В тенек пустите…» «Не положено ждите». Еще час. Ну, наконец-то. «Бак? Двадцать. Расход? По деньгам. Год? Чувак не помню…. Ах, извините капитан. Девяносто шестой». Проходим медицинский осмотр. «Понос, золотуха, рвота?». «Нет, спасибо, у нас все свое». «Что, что, что-о-о?». Тысячу раз зарекались не шутить с властью. Ну, вот и все! АСФАЛЬТ! Россия. Для того, чтобы понять, что дороги в Росси есть и понять насколько эти дороги хороши, обязательно надо съездить в Монголию.

Потянулись первые километры Чуйского тракта. Степь, вокруг горы, а за горами «задничек» (высокие горы со снежниками в дымке). Дорога пустая, машин нет, но какой кайф! Россия! Асфальт, пропала ставшая привычной за последние дни тряска и уходит тревожно-скверное ожидание какой-нибудь гадости и как следствие падения. Где-то здесь на этой же дороге навстречу нам едут наши друзья, одолевшие путь от Москвы до Кош-Агача, пережившие падение в Рязанской области, но не бросившие эту затею. Впереди показались две пары фар. Машка тоже на мотоцикле? На каком? Встреча! Студент, по дороге, отловил новозеландского мотопутешественника, едущего на «Африке Твин» из Лондона в Улан-Батор, а так как «1000 верст для бешеной собаки - не круг», предложил ему прокатиться посмотреть на границу и четырех «африканцев». Что может радовать больше, чем запланировано увидеть на другом краю света родные рожици, пыльные и счастливые.

Потянулись первые километры Чуйского тракта

Ключевая точка нашего маршрута, «Наша встреча на Эльбе» - маленькая победа. Забегая вперед, скажу, что после встречи на границе Малкольм не смог уехать обратно в Новосибирск, как планировал, а протусовался с нами почти неделю, периодически обречено вздыхая и приговаривая, что Россия это самое опасное для его печени место. Непривычно, но неизбежно в нашу речь начинают вторгаться английские слова и выражения. Вождь категорически требует от новых членов команды соблюдение правил индейского общежития: «мотоциклы должны стоять в одну правильную линию», и либо «Малкольм срочно учит русский, либо все остальные должны переводить всю эту англицкую хренотеть»- «ЭТО РАЗ!». Спорить с Вождем – дураков нет. Доезжаем до Кош-Агача, покупаем еду, Малкольм краем уха услышал словосочетание vodka party и насторожился. Мы как дети, непрерывно обмениваемся впечатлениями, рассказами, не забывая обсуждать: «Сколько, сколько? Да ты что Маня? А вдруг нам еще захочется? Вот уже хочется!» «Водка 40 %!- это гут!». Отъезжаем от границы на сто километров и так, как отелей с горячей водой и ваннами не предвидется, останавливаемся в импровизированной гостинице, состоявшей из четырех казахских юрт. Хозяева этого горного «отеля» - немолодая супружеская пара. Заправляет всем, судя по всему, хозяйка, по-русски баба Катя.

Четыре юрты, одна из них баня, нам ее гордо показали, но помыться не удалось - слишком поздно приехали, да и водка в горах валит с ног мгновенно, особенно нашего нового новозеландского друга. «ЭТО - очень плохо для печени. После возвращения в Англию обязательно посещу доктора».

Утро, тяжесть вчерашнего разбавлена счастьем от встречи. Шесть мотоциклов потерялись на серой асфальтовой реке. Выхожу из-за поворота – на дороге лошадь. Уф-фф! Еще несколько поворотов – табун и прямо на дороге! Через двадцать минут вижу «Африку» Малкольма на противоположной обочине. Сам путешественник в придорожной канаве. Очень подвижен и деятелен. «Что случилось?» «Я знал, что Чуйский тракт фантастическое место. Но это рай!» «Приятель, за эти цветочки канабиса у нас сажают!». Ищем турбазу для ночлега. Это оказалось непросто, пятница, и все места или заняты или забронированы. В итоге где-то мы все-таки селимся и идем дружно в баню. Леха Сапега (большой любитель бани) решает пропарить нашего иностранного друга. «Ложись, будет хорошо», «Так, так, хорошо, хорошо?» «За что, Леха?» (Малкольм по-английски) «Вижу, что хорошо. Терпи наслаждение». «Леха, очень жарко. Я больше не могу». «Вижу, что нравиться, жалко, что веник без листьев. Ну, ничего». Леха не силен в английском, все вокруг веселятся, кроме Малкольма. Вечером на дискотеку. У Малкольма ничего не получается с женским полом, дамы его просто не понимают. Становиться переводчиком и посредником в его амурных похождениях никто не решается, и он грустный на ступеньках в одиночку из горла выпивает, припасенную для барышень, бутылку Мартини.

Утром ловелас завтракает последней таблеткой от головной боли. Обреченно одевается и тошнит перед нами (почти буквально) в сторону Телецкого озера.

Проехав больше сотни километров по серпантинам от Горно-алтайска, мы попадаем в красивейшее место - Телецкое озеро. Естественно, все места на турбазах заняты, но тут нам повезло. Пока Студент стоял в грустных раздумьях у очередной турбазы, рядом останавливается машина и следует приглашение поселиться на мини-турбазе. Мини-турбаза это два дома, один совмещает баню и жилье хозяев, другой исключительно для гостей. Мы занимаем почти все комнаты это шикарного домика. Поначалу оба Лехи упрямятся, мол, далеко ходить на рынок за орешками, но когда выяснилось, что можно доехать на лошадях сдаются. Вечером была vodka party, Малкольм немного окреп печенью и зажигает. Утром маленький катерок с мощным японским мотором, спиннинги, полный рюкзак пива, водка, что еще нужно уставшему от дорог мотоциклисту? Вокруг красота неописуемая. Озеро длинной 78 км и шириной в пару километров. Вокруг горы, девственный лес и с гор падают в озеро один за другим водопады. Поначалу погода достаточно мерзкая. Местный гид советует «не жмотиться» и плеснуть немного водки Богу озера. «Мы всегда за хорошую компанию!». Естественно дождь прекращается. «Еще по рюмашке?» И выглянуло солнце. Мир преобразился, настроение поднялось. Швартуемся в дельте маленькой горной речушки. Капитан быстро наловил хариуса и варит уху. Местные бросают сырую рыбу уже в готовую уху и тут же снимают котелок с огня. «Я не буду сырую рыбу» «Попробуй. Хариус настолько нежная рыба, что если его варить минуту или больше, то он разваривается». Попробовали. Вкусно. «А еще его можно солить сырым». Через 10 минут пробуем малосольного под водочку. Вечером прибываем на берег счастливые и поддатые.

Лошадиное такси доставляет нас на базу. Баня. Наш новозеландец держится подальше от Лехи, демонстрируя красноречивые следы от «розг». Очередной вечер в нашей компании закаляет печень Малкольма.

К сожалению, все хорошее заканчивается. Утром стартуем в сторону Новосибирска. Ремонт дороги, съезд на гравийку. У Варда пробивает переднюю подвеску, крыло цепляется за защиту двигателя, блокируя руль, одновременно спускает заднее колесо. Обошлось без падения, но не обошлось без ремонта. Вождь руководит, Малкольм демонстрирует свое мастерство (раньше работал в мотосервисе), все остальные советуют. Потеряли Лешу Вечерова. Он где-то впереди. Пока мы ищем его в Бийске, он приехал в гостиницу в Новосибирск, отснялся за нас на местном телевидении и в первое время после нашего приезда старается не попасться нам на глаза. Перед сном устроили, как водится «отвальную». Малкольм весь вечер на сцене. «Печень? Уже все равно. Доктор? Какой доктор - глубокий стационар!».

чокаться смотря в глаза

Весь вечер он учит нас чокаться смотря в глаза.

Новосибирск неприятно удивил. Мотоциклистов много, но ни один не ответил на наши приветствия (резкий контраст с Красноярском). Наверно, нормальные ребята по центральным улицам не ездят. Начинаем операцию по отправке мотоциклов в Москву. Договориваемся с одной местной конторой. Вагон подан, но выясняем, что он только что приехал из Москвы и его надо разгружать. Не теряем время и начинаем таскать коробки. Разгрузка завершена и Малкольм получает два рубля. Сильно этим гордится. «Кто еще из Новой Зеландии приезжал в Новосибирск разгружать вагоны?». Мотоциклы исчезают за дверью грузового вагона. Все, теперь мы простые туристы путешествующие самолетами. Правда, со шлемами в руках… и мечтами о будущих путешествиях.

Вард, Студент, Паленый (Сапега), Монстр (Вечеров), Вождь, Маня, Обморок (Малкольм)

источник, 2006г.