Путешествие на Алтай из Владивостока

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / Путешествие на Алтай из Владивостока /

Путешествие на Алтай из Владивостока - часть 1.

Художественный стиль мне несколько не близок, потому буду писать кратко и информативно. :-)

Итак. Собрался я лететь на Алтай, но товарищ предложил не лететь, а ехать на мотоциклах. В результате я купил мотоцикл и поехал. Один. Перед отездом выяснилось, что вакумные резинки в карбах ссохлись, пришлось заказывать из Японии. На сборы и на заказ потратил 2 недели отпуска - выгнали раньше, чтобы меньше пересекался с коллегами.

Итак, 29-е июня и я таки выкатился из Владивостока. Целая куча народу собиралась провожать, поэтому не провожал никто :-D. Зарание отмечу - за всё путешествие ВСЁ что планировалось - ничего не было выполнено. Всё что случилось - всё было незапланированным.
Только выехал из города - 30 км и мотоцикл встал. Как выяснилось - поставленный фильтр тонкой очистки топлива не мог удовлетворить аппетитов 1300-кубового двигателя сибихи. Пришлось убрать фильтр, наращивать шланг. Выкатился в 13 часов дня уже.

Пока ждал из Японии запчасти - было солнце. Как поехал - до Биробиджана - перманентный дождь. Ближе к вечеру начал искать ночёвку, нашёл съезд и съехал... 5 метров и колёсами вверх лежит моя сибиха. Поднять - нет никакой возможности.



Только припасёная лебёдка и берёза помогли поставить на колёса. Утром добрые люди помогли выкатить на дорогу.

До Хабаровска все реки разлиты и местами только дорога, а с обоих сторон её - вода.



Хабаровск довольно милый и чистый город.



Покушав на набережной в Хабаровсе купленную перед Хабаровском голубику (ягоду) я собрался ехать дальше.



По пути к Биробиджану по дороге знакомлюсь с байкером Эдиком и он, получив ответ, что я не знаю, где буду ночевать, зовёт с собой. В приветливом городе Биробиджане знакомлюсь с Геной и другими байкерами Биробиджанского клуба байкеров. ОГРОМНОЕ вам спасибо за приют! Там же банька, накормили меня, спать уложили и на утро проводили, сообщив, что на Читинской трассе мне будет совсем плохо и не факт, что доеду. Предупредили, что на трассе километров через 200 будет огромная яма, что ОЧЕНЬ мне помогло - спасибо!



Километров 400 трассы от Биробиджана до Читы - просто песня. 160 км/ч и мотоцикл даже не плавает. Никаких провалов и прочего. За исключением, конечно, обещянной ямы, которая была просто отсутствием дороги после моста. Пристроившись за одной из машин, я зарание сумел притормозить.



Повстречал немцев - ехали они с Монголии.



Гена посоветовал ночевать в Магдагачи. Намотав 900 км так и не даехал до Магдагачи и заночевал в лесу.

По этой дороге познакомился с перегонщиками из Якутска. Ехали на перегонки с ними. Длинный предлинный вечер, садящееся за суровые сосны солнце, наступающий холод вместе с садящимся солнцем, асфальт, скорость и ветер... В какой-то момент не смог ехать мимо луны. Трасса, я непонятно где, ночь и луна сквозь облака. Простоял так, пока не стал отключаться и засыпать стоя. Говорил с нею, она удивлялась многим моим странностям :-)

Под конец ехал уже ночью. Дорога была хорошая, я топил 130 км/ч, на чёрном, свежем асфальте без разметки ничего не было толком видно, поэтому я и не заметил, как асфальт закончился и начались ЯМЫ. Именно большими буквами. И я на 130 вылетел на эту "дорогу". Тормозить не было смысла, поэтому летя по этим ямам я размышлял о том, что приложусь я совсем хорошо или всё же нет. Не приложился. Там же чуть ранее, выбрав не ту часть дороги чуть не попал под каток. Уступать мне дорогу он не хотел, а съезжать я не мог, потому что высота съезда - сантиметров 25-30. Ночь, ничего не видно и я почти нечего уже не понимающий от того, что хотел спать, ибо мозг отключался. После 14 часов в седле ничего уже не чувствовал, поэтому ночевал без палатки и комары, не тревожа мой сон, съели меня под чистую. К слову, всё путешествие я был опухшим и покусанным... После этого понял, что езда ночью - это неправильно.



По части еды. Я брал с собой сало и печенье (на всякий случай). Но чаще просто заезжал в закусочные, коих великое множество по дороге, и кушал вкуснейшую горячую еду. Кстати, чем дальше от городов - тем еда вкуснее и дешевле. Под Магдагачей увидел вывеску "Домашняя еда", заехал к бабушке и покушал там борща, котлет, блинов с чаем. Познакомился с дальнобойщиком, который рассказал как лучше проезжать Кемерово и Иркутск. Покушав, собрался дальше.

После Магдагачи был забавный асфальт, который никто не чинит в свете того, что будет полностью обнновляться.



Кстати трассу делают стахановскими методами. Очень плотно и очень качественно. Поэтому куски ужасной грунтовки перемежаются с асфальтом идеальной ровности. Года через два по Читинской трассе можно будет ездить на спортах и не волноваться.

А пока:









Дорогу сначала засыпают мелким гравием, ровняют и укладывают камнями, чтобы не ездити машины. Повстречал Поляков - парень с девушкой на BMW F650GS ехали в Японию, глядеть на затмение солнца.
Потом началась особо отвратная грунтовка с крупным камнем.



Её было километров 200-300. Было особо тоскливо.



Километров за 200 до Могочи меня нагнал Латыш на Африке Твин 92-го года. Суровый парень. :-) Ехал то ли с Камчатки, то ли с Сахалина. Тоже один. У него кончились рубли, поэтому обменялись - он мне доллары, я ему рубли. Тут же тормознулась фура и там оказался байкер, который решил обратный путь по Читинской трассе ехать на фуре, загрузив туда и мотоцикл и себя самого :-)

Добравшись к вечеру до Могочи переночевал в гостиннице у дороги. Латыш обогнал меня на 2 часа, промчавшись, как ракета, как сказали местные жители. Средняя скорость Африки по грунтовке - 120 км/ч... В гостиннице встретил сурового парня, который на попутках едет в Уссурийск с Питера. Ночует в лесу, завернувшись в свою куртку. Встретил его в столовой гостинницы перед тем, как он уходил в тайгу ночевать. Пожелали удачи друг другу. Все друг другу в дороге желают удачи и счастливого пути.
Утро, Могочи:



Фотоаппарат после большой влажности уже еле открывал створки, не помогла и просушка в Могочи. Правда хоть объектив высох, а то запотел изнутри...
После Могочи очень пыльная грунтовка.



Пригодился взятый с собой респиратор. Где-то после Могочи есть кусок километров в 160-200 где нет заправок. Там мне пригодилась моя канистрочка. Не доехал до заправки на баке километра 4.
Был случай там. Останавливают меня местные жители на трассе. Я, прислушавшись к внутреннему голосу, понял, что ничего страшного не будет, хотя это крайне не советовали делать (останавливаться, когда тормозят местные жители). В результате просто они искали своих товарищей на волге, которые сломались километров за 20 до этого места. Попрощавшись поехал дальше.
Постройка трассы - расковыривание сопки:

Хороший участок - ощущение, что едешь по стадиону:

Лошадки:



Перед Читой очень красивая природа. Было место, которое настолько было мягким и добрым в духовном плане, что ассоциация была только одна - земная любовь женщины. Очень милое место.



фотографии нисколько не передают того состояния гармонии и спокойствия, которое ощущал там.



Вообще, бывали там места с чисто русской природой, поля, берёзы, настолько открытые и чистые, что не возникало сомнений, что в такой природе мог вырасти только человек с открытой на распашку душой, коим и является русский человек.
Даже горы там милы и там я думал о том, что, а не "поселиться ли мне здесь где-нибудь на отшибе в уединеии?!", и улыбаясь думал, что можно и так, благо ничего не держит меня нигде.





По горным спускам и подъёмам ближе к ночи въехал в Читу. Перед Читой на бензоправке узнал у остановившихся заправиться "джиперов", что байкеры в Чите "тусуются" у дворца спорта. Поехал туда, заблудился немного в городе и на одном из перекрёстков мотоцикл встал (как оказалось - слетела вакумная трубка, которая подаёт команду литься топливу :-) ). Пока откатывал в сторону тормознул байкера Григория. Который приютил меня у себя на квартире, за что ему огромное СПАСИБО! Сам он ночевал в другой квартире, поэтому я ночевал один, помылся, покушал и утром, захлопнув дверь квартиры, пошёл в банк, снял деньги с карточки, взял на стоянке мотоцикл и поехал в сторону Байкала. Доверие, доброта и взаимовыручка - вот качества настоящих людей! Григорию БОЛЬШОЕ спасибо!
В Чите переобул заднее колесо, т.к. оно почти сточилось к тому времени - Саше из мотосервиса большое спасибо за помощь! Проколов ещё не было. Старое колесо взял с собой на всякий случай (очень пригодилось потом).
После Читы опять начался дождь. Дождь. Дождь.

Мой комбинезон как оказалось толком не держит воду, поэтому в дождь, который идёт всё время я промокал до нитки. Там я действительно замёрз.



Ехал до самого поздна. Останавливаться было особо негде. Лес говорил мне, что остановка там не сулит мне ничего хорошего, поэтому я ехал всё дальше и дальше. Наступила ночь. Понимая, что это не хорошо - ехал всё дальше и дальше по горным перевалам. Встречка слепит так, что ничего не видно, приходилось останавливаться, чтобы не улететь с дороги. На каплях воды на шлеме свет встречных фар играет и от того видно совсем мало чего. Тяжёлый дорожный мотоцикл не позволяет съезжать на просёлочные дороги в дождь, а ночевать у края асфальта - это не совсем безопасно. В результате дилема, которая очень утомляла в пути. Уже ночью нашёл кафе, съехал, там грязь, упал. Не мог поднять. Сил уже нет. Темно. Пошёл в кафе. Там ночлега нет. Разбудили мужчину и мы вдвоём кое-как подняли мотоцикл и поехал я дальше искать ночлег. И таки нашёл. Накормили, сказали ставь рядом с домом палатку, т.к. гостинницы ещё нет.

Утром встал пораньше и выкатился чуть свет.
Дождь закончился, погода замечательная, жду когда покажется Байкал (в карту не заглядывал), места волшебные:





Въехал в Бурятию. В придорожном кафе милые женщины накормили меня от души, жалея, что как это я один еду и поговорить-то не с кем. Накормили так, что если бы не мощный мотоцикл не утянул бы... :-)
Вдалике коровы пасуться по горам:


Выехал к Селенге.

Решил искупаться. Течение сильно унесло от берега и чуть было не утонул. Вода очень холодная. Течение немного завехрялось и именно это завехрение позволило мне вернуться на землю.


Въехал в приветливый город Улан-Удэ.

Решил, что сколько можно - надо же и с людьми пообщаться с местными! Остановился на площади и пошёл знакомиться с людьми. Познакомился с будущим лейтенантом ракетных войск. Поговорили о мелочах, перешли на серьёзные темы. Потом, увидев симпатичных девушек, познакомились с ними и проговорили с ними до самого вечера. Заговорив их до "мы не можем столько за раз впитать" :-), наступил вечер и я распрощался с ними. Решил ехать на байкал и ночевать там. Но, сидя на мотоцикле и рассуждая куда мне ехать, увидел, как передо мной остановилась машина и из неё вышли двое товарищей. Которые спросили кто я и откуда, куда еду. Потом, узнав, что мне негде ночевать сказали ехать за ними. Уехали мы куда-то "на выселки" и уткнулись в тупик в ворота. Посмеявшись о том не напугался ли я, что, дескать "завезли меня куда-то", мы сели в машину и поехали глядеть город.



Это были Михалыч и его сын. Сын пошёл домой, а к нам присоединилась Людмила. И в троём мы объездили весь город, я многое узнал об Улан-Удэ. И мне понравился этот город с его милым, добрым и чистосердечным населением, несчислимым количеством монументов и конечно же позами :-)). К слову, позы бывают рубленными и ещё много какими... Ах да... Позы - это мясо, завёрнутое в тесто с небольшим отверстием вверху и готовящееся на пару. Есть их надо так: откусить с краю, выпить бульон из позы и потом уже есть, запивая бурятским зелёным чаем с молоком. Есть без хлеба.


Улан-Удэ.
Михалыч с Людмилой показали и рассказали мне о городе. Множество памятников, исторических справок. За что им огромное спасибо! Город сохранил центральную свою историческую часть и даже новые здания стараются строить, не выбиваясь из старого стиля.

Самая большая голова в союзе:



Герб города:



Старинная часть города:


Вечер:



Михалыч и Людмила:

Лошади:



На следующий день я поехал на Байкал.



И заблудился. Намёк на желательность таки gps...



Уехал по грунтовке мимо деревенек и очутился на перекрёстке с выбором - в одну сторону Улан-Удэ, в другую - Иркутск. Как объяснили - приехал я не туда и надо обратно по той же грунтовке возвращаться. Иначе я целый день буду ждать паром (если возвращаться по бетонке). В общем примерно 250 км наблудил...

Лошадь, которую почему-то изгоняли из табуна и она одна, в одиночестве, бродила по лесу, где встречала меня:



На заправке товарищ сказал, что на Байкале нужно ехать не куда-нибудь, а именно в район, по соседству с деревней Максимиха, т.к. там сказочные места. Ну я туда и поехал... Отмотал туда 250 километров, чуть не попал под грузовик (из-за того, что не увидел надписи "объезд" и пришлось просачиваться между краем дороги и грузовиком). Под конец началась отвратная грунтовка, Байкала видно уже не было, становилось темно и съезда не было и не было. Я уже начинал думать, что Байкала я сегодня так и не увижу. Но съезд был найден, объезжая лужи я таки пробрался к воде. Сразу же занырнул, ибо вода холодная и я понимал, что потом не полезу в воду :-)



Байкал прекрасен вечером, когда прибой не так силён, когда волны нежно и не спеша накатывают на берег, когда нет водорослей и вода чиста и гладь воды так и манит тебя к себе.



Развёл костёр, попил чаю, поразмышлял о женском и мужском начале (они к тому времени поругались, т.к. мужчина устал целый день мотаться на мотоцикле, чтобы удвлетворить эстетические потребности женщины :-) ). Дух посидел в тишине и я пошёл спать.



На утро



побродив по округе









решил не затягивать и ехать назад.





Озеро по соседству с Байкалом:



В ожидании Михалыча повстречался с товарищами вроде из Москвы, которые жили ранее в Улан-Удэ. Узнав откуда я, были очень рады мне и просили обязательно всем рассказать, что в Улан-Удэ живут самые приветливые люди, что я с удовольствием и подтверждаю :-)

На следующий день поехали в музей под открытым небом.
Политические ссыльные, коих ссылали в сибирь очень плотно занимались развитием региона, геодезией, строили школы, выписывали технику... Может быть здесь они и принесли больше пользы для народа, чем там, где жили раньше...










Заехали в буддийский монастырь. Поговорил с Ламой. За всю поездку я больше ни с каким человеком и не говорил так плотно на серьёзные темы. Приятно было разговаривать и не хотелось уходить, но Людмила утащила меня, объяснив после, что у монахов свой распорядок и настолько долго их лучше не отвлекать.

Покушали поз.



Поглядели на статую золотого Будды (7-9 метров).
Вид на город от стен монастыря:



Ну и проводили меня в путь.
Огромное спасибо Михалычу и Людмили за то время, которое они уделили мне, за приют, за интересные экскурсии по городу. За то, что Улан-Удэ стал много роднее мне. ОГРОМНОЕ Вам СПАСИБО!!!

Объезжая Байкал по югу



я встретил американцев, которые выехали на два месяца раньше меня так же из Владивостока. Поговорили, пофотографировались. Они очень устали к тому времени. Пожелали друг другу счастливого пути и я покатился дальше.

Западный берег Байкала.

Встретил Немецкую супружескую пару. Очень весёлые и добрые люди. Подарили мне значок германии, который я водрузил на свою жилетку.





Утром въехал в Иркутск. Иркутск славен в том числе огромным количеством односторонних дорог. Поплутав, выбрался к набережной, где познакомился с супружеской парой.



Т.к. у них не было особо времени (рабочая неделя), то кратенько они показали мне город, порассказывали о нём и, попрощавшись с ними я поехал дальше. На прощание подарили мне бурятский амулет на удачу и счастье в виде конского хвоста, который я водрузил сначала на ключ, а потом и на левую ручку руля. Спасибо вам большое за экскурсию и внимание!



Ещё Михалыч рассказал, что после Иркутска до Красноярска будут дикие места, где нередко нападали на перегонщиков и вообще, там нужно быть очень осторожным. Поэтому с этой информацией я и поехал в Красноярск :-) По пути встретил Швейцарца на yamaha thenre. Угостил его ягодой (которую время от времени покупал по дороге), поболтали и я поехал дальше. Кстати, после того как поговоришь с людьми на английском довольно трудно опять научить себя думать на русском :-). Мозг упорно выражает мысли в английской речи.



Переночевал в лесу, благо съезд был сухой.



И началась грунтовка и действительно довольно заброшенные деревни.



Пыли было очень много.



Сам я родился в Иркутской области в деревне Бирюса, поэтому всё-таки решил заехать и освободить свой дух от ностальгии, терзавшей мою душу, звавшей меня в хвойные леса к ёлкам. Поглядел на ёлки, на тайгу и мы помирились, и душа успокоилась :-)
Лес, который помню с детства:



Дом, где жили:

Местные мальчишки:



На Иркутской трассе встретил семейную пару немцев - они на велосипедах едут с Германии через Байкал в монголию и китай.

Пишут книгу. К каждому велосипеду подцеплен прицеп, у Дениса - 55 килограмм. В общем не лёгкое дело. Помог им забраться в горку и поехал дальше. Молодцы они. Вот их сайт: http://www.denis-katzer.com
Поддъехал к Красноярску.



Очень красивое было небо. Сквозь облака солнце ярко жёлтым светом освещало промышленную часть города. Очень красиво было.



Познакомился там с товарищем Ромой, который приютил меня и показал город, за что ему большое спасибо!



Вид на Енисей:





Пешеходный подвесной мост. Было очень жарко, все ходили почти голышом (там это нормально) и лишь я в полной амуниции :-)



Кстати, в Иркутске от того, что много мотоциклистов или ещё по какой причине, водители очень позитивно относятся к байкерам. Как только видят, что сзади их нагоняет мотоциклист - сразу прижимаются правее, пропуская, даже не смотря на то, что встречка, сплошная и т.д. Что очень облегчало путешествие. В Красноярске же иначе... Дороги узкие и люди ездят по встречке. От того почти все ездят со включенными фарами и такая мелочь, как мотоциклист, едущий навстречу по СВОЕЙ полосе никого не смущает. Разве что меня ;-) В Красноярске нужно быть очень внимательным.

На следующий день выкатился на Новосибирск. Понравились коровы, которым было абсолютно всё равно, что они на дороге.



Был интересный момент. Основная дорога на Новосибирск отходила налево, а прямо - в какой-то небольшой городок. Дак вот знак, указывающий это, загородил грузовик и потому все незнающие люди прямиком ехали в этот городок, куда поехал и я. Поняв, что я заехал не туда - остановился у газо-заправки спросить. Познакомился с товарищем и он пригласил меня испить с ним свежего заварного зелёного чая... Хоть и было уже дело к вечеру, мне надо было ехать, искать ночлег... Но зелёный заварной чай... Устроились мы в домике заправки пить чай и наш разговор плавно от мотоциклов перешёл к религии (товарищ является свидетелем Иеговы). Довольно интересно поболтали на спорные вопросы о том, что местами в библии запрещается думать (подвергать сомнению учение), а необходимо просто верить, но как же не думать - ведь опыт жизненный именно анализом жизни получается... :-) В общем, напившись чаю, съев вкусный тортик, который тут же с пылу с жару купили в соседнем цехе кондитерских изделий, я поехал далее.
Добравшись до пустынных и довольно туманных мест я начал думать о ночлеге.



Но все съезды были очень мокрыми и полными размытостей и луж, что грозило мне проблемами и падениями и никак не ночлегом. И я ехал всё дальше и дальше. Увидев вывеску "ночлег", повернул в деревушку и зарулил на какую-то площадку. Там меня встретила довольно хорошо подвыпившая компания местной молодёжи человек эдак в 15. Время, к слову, было уже за полночь. Заглушили мне двигатель и начали "разговоры говорить". В общем, я взял инициативу на себя и повыспрашивал где мне и как переночевать, пожелал всем удачи и благополучно покинул сию деревню. В соседней же меня приютили в автобусной мастерской-стоянке. И там я в спальнике на столе и переночевал. За что им спасибо. Раненько, до приезда начальства и выехал.



Кемерово проехал, не заезжая особо никуда. И подъехал к Новосибирску, где меня приютила бывшая жена.



На фоне Красного проспекта:



На следующий день поехал повидать академ-городок, места, где я, угнетаемый долгом и корпоративным рабством офисного планктона, бродил по лесу, ищя ответы - как же так жить, как живут люди и почему я так не могу жить, и как надо жить...



Покушал в "Вилка-ложка" - и когда-то мне это нравилось... Наверно после настоящей еды, состоящей из мяса, сала, яиц , деревенского молока и бурятской кухни я как-то стал разборчив в еде... ;-) Не осилив местный борщ, я смолотил всё остальное. Заменил масло в сервисе (байкеру Андрею - спасибо за помощь!). Хорошие ребята, хороший сервис. Забыл название, но это как ехать по бердскому шоссе в сторону Бердска и как по левой стороне будет церковь - свернуть налево. Там по главной, мимо ТЭЦ направо по грунтовке и ещё раз направо - будет указатель.

Переночевав ещё раз в Новосибирске - отправился на Алтай :-)


Выехав из Новосибирска только часа в три дня, я доехал до Бийска. По дороге поел в кафе после Искитима. Чуть не побила продавщица, в ответ на мой невинный вопрос: "Почему всё так дорого?". :-) Как выяснилось позже - все её так спрашивают... И она заведённая от этого весь день. А цены там действительно в дали от действительности.
Узнав у инспектора гаи где переночевать - переночевал в Бийске в гостиннице "у телебашни".



На утро собрался и поехал дальше.
Остановившись набрать воды, познакомился с местным русским товарищем. Поговорили, он, узнав, что я еду к Белухе, отговорил меня ехать в Тюнгур и сказал, что надо ехать на Телецкое озеро - от туда самый близкий путь... Поехал на Телецкое озеро.
Проезжая Горноалтайск попал в ДТП. Из-за того, что не знал города - ехал по главной и знак поворота "на Телецкое озеро" увидел только на самом перекрёстке. Потому начал потихоньку (шажочками) толкать мотоцикл на правую полосу и, незаметив в "мёртвой зоне" зеркала догоняющую машину, был благополучно опрокинут набок. Водитель машины постоял немного и уехал, убедившись, что я живой. Ну а я поехал дальше на Телецкое озеро.
Ехал паралельно единственной реке, проистекающей из Телецкого озера - Бии:



По пути встретил байкеров из Томска. Подарили они мне значок своего клуба, обменялись телефонами, сказали, что лучше ехать по Чемскому тракту - "Там настоящий горный алтай!", пригласили вечером к себе в гости на начёвку. Но, раз уж я был недалеко от Телецкого - посоветовали всё-таки поглядеть на него и, не зря. :-)



Очутившись на Телецком, познакомился с Андреем, его женой и сестрой жены. Вместе мы наняли катер с экскурсией и... Начали ждать ещё людей.
Пока ждали, я походил по Телецкому озеру:



Не дождались и поплыли...



С одной стороны озера заповедник, с другой - дикие места. Нигде нет дорог.







Одной из конечных точек был водопад, где смывают грехи.



Было холодновато, но кто-то всё же искупался. Решился и я. Вода смывала с камней, опрокидывала, но всё равно голову и плечи засунул под струю воды - ощущение обалденное! Только вышел из воды - пошёл дождь, а потом и град.



Не одеваясь, побежал под крышу, где и познакомился с байкерами из Уфы - Андреем, Рустиком и Лианой. Вот описание их путешествия: http://free-biker.mobi/index.php?option=c
om_content&view=article&id=125:2009-08-02-11-34-26&catid=43:2009-06-29-12-08-04&Itemid=61
Кстати к тому времени уставший был и делал всё уже как часто бывало на автомате. А после водопада - как заново родился :-)
Побывав в заводи мы вернулись на берег.



Возвращение назад. Незаметно пролетело часа 4-5.



В раздумиях о том, где мне ночевать я начал потихоньку собираться. Пока я раздумывал, товарищи, с которыми я плавал на катере, предложили мне ехать с ними. Раз так нужно я и поехал, не споря с тем, что предлагает мне жизнь.
Приехали мы на берег Бии в укромное и приятное место, разложились, сели кушать, благо были женщины и они приготовили горячей еды из тушёнки и риса.



Бия вечером:



Разговаривая с людьми, я разбрасываю семена истины, за которые знающий человек зацепляется и понимает с кем он разговаривает. От того, разговор сразу меняет направленность и становится глубже, переходя на более серьёзные темы. Но в этот раз было забавно. Ещё на Телецком озере я затеял рзговор с проводником о шаманизме и его распространённости в местных краях. Проводник знал не много, но и не скрывал этого, уважительно относясь к знанию. В противовес же ему жена Андрея, Елена, если не ошибаюсь, в штыки восприняа разговор и мы несколько холодно с ней его (разговор) завершили. Поэтому я несколько в раздумьях поехал ночевать с этой компанией. Однако же, когда дело подошло к вечеру Елена сбросила маску и мы до самого поздна пили с ней чай и разговаривали... Муж с сестрой ушли спать, а мы всё беседовали, и, как сказала на последок Елена: "Не с проста мы повстречались сегодня и не спроста тот кто слышал - услышал". Всё происходит не просто так.
Наутро в большей степени я доел остатки каши :-)



Уже начав собираться, увидел как к нам подъезжают байкеры Андрей и Рустик с Лианой. Поговорили и условились, что они поедут на Чемал, а я по Чуйскому тракту до Акташа (практически граница с Монголией), потом встретимся на развилке на Тюнгур и вместе поедем к горе Белуха. Так и поступили. По поти по Чуйскому тракту встретил француза, который ехал на БМВ в Монголию. Весёлый и жизнерадостный товарищ. У него еле работает рука и нога, не слышит одно ухо, но он в одиночку едет в Монголию. Поговорили и я поехал дальше.
Француз Жак:



Там же встретил нашего сотоварища-байкера из россии. Он оставил свою жену "отпаривать болячки в грязевых ваннах" в каком-то из Алтайских оздоровительных комплексов, а сам на мотоцикле поехал в горы Алтая, где штурмовал броды, карабкался по горным дорогам, где не раз падал и кончил цепь, после чего кое-как на ней пополз обратно и встретил меня, где и обрёл смазку для цепи :-)



Начался дождь. В местном кафе предупредили, что дальше совсем плохо, стреляют иногда и местные жители совсем опасны и рисковано я так еду дальше. А на улице меня уже ждала радуга, которая начиналась от меня настолько близко, насколько могла, чтобы люди ненароком не потревожили её цветение.





Далее был первый перевал, познакомился с людьми, поговорили и я поехал на второй перевал.



Начинался вечер, солце садилось за горы и окрашивало лес в мягкие и тёплые тона.





Чем дальше тем больше местность становилась гористой и дорога всё стремилась превратиться в горный серпантин, что в конечном счёте ей таки удалось.

Местные деревни:



Второй перевал:





На втором перевале познакомился с товарищами из Алтая (в данном случае я был в Горном Алтае), которые посоветовали не останавливаться в деревнях, а лучше всего спуститься с перевала и переночевать с русскими туристами, которые расположились внизу в долине. Как я и поступил.
На утро:





Дорога вроде не длинная, но от того, что много горного серпантина, покрытие похоже на нождачку, посыпанную меленьким гравием, на котором мотоцикл идёт юзом иногда, времени тратится прилично. Ну и конечно стоит останавливаться и наслаждаться красотой, мимо которой невозможно проезжать не остановившись и не полюбовавшись вдоволь.



Всюду внизу от дороги течёт Катунь-Женщина. Бирюзовая, шумящая и суровая в своей значительности.





Катунь



В Акташе пошёл кушать и встретил Израильтянина, который ехал на попутках и целью его было "там где мне хорошо". В свете этого он побывал в Пакистане, Иране, проехал по России и с Алтая направляется опять же в неё... да... Монголию :-) Все дороги ведут в Монголию :-)



Покушав и отправив смс-ки, что я живой, я собрался в Тюнгур к Белухе.

Позвонил товарищам Андрею и Рустику, сказал, что выезжаю уже - а они уже ждали меня на повороте в Тюнгур. И я поспешил на встречу. Дорога извилистая с множеством закрытых поворотов, поэтому динамичная езда отыгралась тем, что на заднем колесе показался корд. Местные сотрудники ДПС даже хотели за это оштрафовать... :-) В общем, когда приехал к товарищам - меня начали бередить мысли о том, как же мне ехать к Белухе - ведь в наличии у меня имелось одно колесо с показавшимся кордом и одно лысое колесо, оставшееся с Читинской трассы. А преодолеть предстояло порядка 300 километров до Тюнгура (из них 200 по грунтовке), столько же обратно и ещё 600 километров бетонки до Новосибирска. Было ясно, что мне этого не хватит. Тут бы до Новосибирска дотянуть... Посоветовавшись с товарищами было принято решение: "Да ерунда - дотянешь. Перебортуем и подлатаем если что!". Вот так и поехали. Перед этим повстричав француза Жака (он нагнал нас по пути в Монголию) и перекусив мантами в соседнем кафе.



Ну вот мы и двинулись в путь. Примерно через 80 километров я понял, что еду на пустом колесе. Это был первый пробой.



Залатали жгутом и поехали дальше. И тут мы утыкаемся в блокпост. Оказывается дальше приграничный район с Казахстаном и нам нужны пропуска. Там же стояли автобусы и несколько легковых машин. Договорились, что нас пропустят, но мы должны будем зарегистрироваться в Усть-Кане (далее по дороге). Доехали до Усть-Кана и выяснилось, что уже поздно и комендатура не работает. Заночевали там же возде комендатуры.



Андрей поговорив с военными всё-таки договорился, что нам выпишут пропуска сейчас. Пропуска выписали, мы переночевали и на утро отправились в Тюнгур.

Утро в Усть-Кане:



Дорога там очень извилистая, бывали места, где дорога шириной метра три, с одной стороны гора, с другой река. Самое главное не встретить в таких местах встречку.
Доехали до Тюнгура. Там подвесной мост через Катунь.



Проехали и пристроились в лагере на том берегу. Там небольшая база отдыха, где на огороженной территории можно поставить мотоциклы, палатки и оставить вещи. Покушав в местной закусочной начинаем решать как нам быть. Я за то, чтобы на лошадях идти к Белухе (2 дня пути), потом там хотя бы 5 дней походить пешком и, встретившись в условленном месте, проводник нас заберёт назад - ещё два дня пути на лошадях. Однако Андрей поставил перед выбором меня. Объяснив, что Лиана уже устала и она не выдержит такой переход. Никто из нас не ездил на лошадях и мы не выдержим. Ит.д. А идти мне одному не разумно, т.к. назад я не доеду без их помощи - к тому времени колесо было пробило ещё раз и уже почти окончательно. Даже два жгута уже толком не держались в виде латки.

Сначала я несколько расстроился, но потом понял, что это глупость говорит во мне, та самая, которая тщеславно требует завершить то, что было задуманно. А не с такими мыслями нужно идти на Белуху и судьба говорит мне, что я должен согласиться с ней. Цепь событий, начиная с поворота меня на Телецкое озеро, стёртое колесо на Чуйском тракте и теперь этот разговор... В общем, отбросив глупость, я с улыбкой соглашаюсь с Андреем и посмеиваясь над изгибами моей души начинаю собираться в горы. А в горы Андрей предложил идти не далеко - с гор, недалеко от села видно Белуху и идти туда всего один день. Туда день, ночёвка и день обратно. Нашли проводника Алексея, лошадей, взяли всего понемножку и отправились в путь.





Я взял пуфик со своего мотоцикла, помятуя о том, что скорее всего мы очень быстро остановимся из-за жёсткости седла для женского тела. На крайний случай мне будет мягше... Но таки да - Лиане он пришёлся очень кстати.







Пока ехали - освоились с лошадями. На вершине был домик, наверно зимовьё.



Добравшись до ручья заночевали.



Ждали покажется ли Белуха.
Она. Белуха.



Отошёл в уединение, поговорил и понял, что вернусь сюда только через 3 года.
Посидели у костра, поговорили о жизни. Немножко о философии. О том, как приятно вот так вот в тайге есть тушёнку.
Табун лошадей, гуляющий по тайге:



Просидели до самой темноты и пошли спать. К вечеру к нам прибился табун лошадей - видать боялись зверей.



Пошли спать. Метрах в 30-ти кто-то пол ночи бродил. Может лошадь, а может и нет. Табун правда как ветром сдуло. От того уснул не сразу.
На утро проснулись. Собрались и поехали назад. Приехав, повстречались с местным пьяным товарищем. Андрей подсказал "косить под англичан" - в результате, товарищ, поняв, что мы "болбесы и ничего по-русски не понимаем", выпросил таки у Андрея банку пива и ушёл во-свояси.
Договорились на баньку и пошли париться.



Напарился славно, вышел - ёлки, горы, река шумит, вечер... И такая что-то грусть навалилась одновременно и приятная и до того тоскливая, что так и пелось так и чуть ли не плакалось... Один и тот же мотив иногда всплывает и напеваю его до сих пор. Какая именно песня - не знаю, а есть ли она вообще такая?
Подогрели чаю, до поздна посидели в беседке, говорили о жизни, о России, о людях... И пошли спать.
На утро решили раненько собраться и отправляться в путь, т.к. Рустик и Лиана очень торопились. Собрались и поехали. Отъехав несколько километров колесо у меня кончилось. Пришлось перебортовывать.



Оказывается не так-то это просто. В общем разрезали ножом, а корд (стальной трос) разрывали по волокну отвёрткой.



Забартовывать пробовали с помощью и бензина и газа - ничего не получалось. Чуть схватывалось и отлипало вновь. В результате получилось "посадить" покрышку на обод с помощью моего средних размеров компрессора. Собрали и аккуратненько поехали. Так мы доехали почти до Горноалтайска и  заночевали на берегу Катуни.



Катунь... Какая же красивая река. Воистину женщина. Шумливая и гордая, красивая и суровая.  Но мягкая и любящая.





Просидел на берегу в одиночестве до самой темноты.





Не мог оторваться. Слушал ответы. Как тяжело освобождаться, но как радостно быть освобождённым.
На утро поехали в Новосибирск. По пути прколол колесо, отстал от товарищей и в Новосибирск доехал уже один. Попрощался с бывшей женой и поехал покупать новое колесо в nbsmoto. Там познакомился с байкером Сашей, который пригласил в гости на чай. И хоть был уже вечер, а ночевать я собирался в деревушке, которая в 70 км от Новосибирска, но я всё же согласился и поехали мы испивать чай к товарищу Саши.

Товарищ Саши оказался суровый и много повидавший огромный байкер Тимофей, который сразу отправил меня в душ. Пока я мылся, Саша с Тимофеем сготовили заварного зелёного чая. Говорили о путешествиях и всяческих экстримальных видах спорта, в коих Тимофей знал толк. В процессе чаепития на Новосибирск налетел уроган который, как выяснилось потом, повалил три крана, множество деревьев в городе и за городом. Всё это дело мы переждали в уютном домике. После, уже по темноте, Саша проводил меня до выхода из города и я поехал в деревню Владимировка, в которой в своё время год жил в уединении и работал учителем информатики. Кое-как добравшись по темноте (ничего толком не видно было) до села - решил как и планировал переночевать у замечательной женщины и коллеги Ольги Александровны... Но как оказалось она спала и разговаривать пришлось с её мужем, которому было глубоко безразлично на то кто я, откуда и вообще - а не пойти ли вам... Обнаружив такой забавный приём, я поехал к местному товарищу Лёше и переночевал у него, где был накормлен, распрошен и уложен спать. На утро таки заехал к замечательной Светлане Ивановне, позже к нам присоединилась ещё одна учительница, в результате чего мы поели, три раза испили чаю, поговорили очень плотно, под конец естественно на филосовские темы, правда с уклоном в сторону психологии и я, попрощавшись, поехал назад в Новосибирск.



Поняв, что назад надо ехать поездом, я заехал на РЖД, где меня обрадовали, что: "А мотоциклы мы принимаем только до 165 кг... Как теперь вам быть? А не знаю!". В трансе я выполз из багажного отделения. Пошёл ещё раз: "А идите ка вы к коммерческим перевозчикам!". Найдя онных: "Приходите через неделю". Пошёл ещё раз (видать всё надо делать по два раза :-) ) - "иди вооон к той машине". Подошёл. Познакомился с товарищем Николаем (Шрамко Николай Николаевич - Начальник отдела ПГР ООО ТК "ЖДЛ"). Очень позитивный товарищ, за помощь - ему большое спасибо! Договорились, что утром я приеду грузиться, они сами зашьют мотоцикл в решётку, то, что вещи на мотоцикле - не страшно - всё будет в сохранности отправленно во Владивосток. Цена за отправку - 5500 руб. Забегая вперёд - всё дошло в полном порядке, за что ЖДЛ и лично Николаю - спасибо!

Позвонил Саше, поставили мотоцикл у него в гараже до завтрашнего утра, покушали у Саши дома, познакомился с его женой, поговорили и я пошёл спать. Ну утро Саша довёл меня до грузового терминала (он на машине, я за ним на мотоцикле) и я пошёл грузиться. Чуть попозже, отпросившись с работы, Саша приехал проверить всё ли у меня хорошо, успешно ли я погрузился. Большое спасибо за заботу! Погрузившись и попрощавшись, я пошёл бродить по Новосибирску, ожидая вечерний поезд, в котором мне предстояло ехать самому. За день до этого хотел таки послушать оперу в оперном театре, обрадовался, что именно на 22-е число будет опера в 4-х действиях, но... Как рассмеялась одна из дам - "А вы на месяц афиши посмотрите..." А месяц и вправду был сентябрь, сентябрь, который только будет. Ну что ж, не получится у женского начала насладиться горной рекой эмоций оперы.
В результате побродив по городу под проливным дождём, покушав в кафе, насладился волной освобождения, когда всё уже безразлично ровно и проходит мимо, а от того чиста душа, я пошёл к вокзалу города Новосибирска.
В купэ ехал с неразговорчивой, но симпатичной девушкой Олей и жизнерадостным начинающим лейтенантом Артуром. Приехал во Владивосток.

Как необычно опять входить в ритм зачастую бессмысленной суеты города. Одновременная кажущаяся стабильность жизни, когда тебя привозят, выгружают в офис, увозят, выгружают дома и зависимость и страх перемен и закрытые глаза на настоящую жизнь. Рамки уклада, сжимающие человека, на которые глядишь и удивляешься, как это всё не по-настоящему. Но важно ли так путешествовать? И да и нет. Вот только отвечая нет, нужно помнить, что нет только тогда не слабость, когда есть сила и воля и смелость и мудрость. Только когда всё это есть - тогда и не будет такого вопроса - надо или нет. В нём вообще не будет необходимости.


Имеет смысл подвести некоторые итоги путешествия ( progserega.livejournal.com/3953.html )

Очень желательно в такого рода поездки выбирать мотоцикл эндуро. По двум причинам. Первая - в процессе путешествия очень сильно утомляет вопрос поиска ночлега. Этот вопрос ограничивает свободу передвижения, т.е. нужно привязываться к гостинницам. Т.к. съезд с дороги мягко говоря затруднён, особенно в дождливую погоду. Если ночевать в лесу - ночевать в безлюдном месте, а дорога (съезд) в такие места - это грязь и лужи, съезд туда даст только падение и невозможность выбраться и даже поднять мотоцикл, т.к. колёса будут скользить при подъёме и т.д. Опять же имея возможность "найти место для ночёвки в любом месте", съехав куда угодно и в какую угодно погоду (в случае эндуро со "злой" резиной) - получаем свободу и лёгкость при движении к концу дня - едешь сколько хочешь, останавливаешься тогда, когда сам захотел.
Отсюда же следует второе - есть много мест, куда хотелось бы съехать, посмотреть, исследовать, но... Но большинство таких съездов - это стезя эндуро. В результате ощущаешь зажатость в рамках асфальта. Только пять метров ширина свободы. Может быть слишком утрированно, но часть правды в этом есть, а в дождь - очень сильно это чувствуется.
Опять же грунтовка, некоторые дороги в принципе требуют другой техники. Ехать может быть и можно, но путешествие превращается в волевой рывок и всё.
Кофры.
Никаких вязок и верёвок. Полный и быстрый доступ ко всему оборудованию и ко всем вещам, инструментам. Как можно более низкий центр тяжести крепления вещей. Максимальная минимизация веса.
Резина. Только новая. Иначе придётся всё равно покупать новую, но покупать "где-то там" и за хорошие деньги.
Цепь и звёзды - обязательно иметь запасные. Потому что когда кончатся родные - может статься так, что путешествие закончилось. В каждой ли глубинке можно найти цепь и звёзды на зарубежный мотоцикл? Не в каждом городе...
GPS - обязательно и с картами того района. Блудить - не очень хороший выбор.
Иметь свободное место в кофрах - на случай сувениров, покупной еды и т.д.