Часть VIII

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / На родину диких лошадей / Часть 8. /

Немного городских пейзажей Алтая хот, чтобы Вы прониклись этим духом 80-х...

"Спирт бал бурам" - это название одного из ведущих монгольских предприятий, которое, к слову, производит вкусную водку "Черный Чингиз" :)

Руки не отмываются, даже после мыла остаются покрытыми белым пылевым налетом.

Монгол муур!
Когда это чудо вышло к нам на лестницу перед гостиницей, в воздухе повис один только вопрос: "Что это с ней?!!" - шерсть, которая по логике вещей должна бы быть белой, была с характерным голубым отливом... (на фото не очень видно, но она реально цэнхэр муур!

Плакат о том, что с Вами будет, если Вы будете пить из таких вот бутылочек: будете кататься на мотоцикле, врежетесь на машине в столб, потом будете обниматься с собакой, руки и ноги у вас станут очень толстыми и без пальцев, вы будете валяться у ног безголовых девушек, а потом посадите детей на цепь...

"Аян замдаа сайн яваарай" переводится как "Прощайте"... хотя, слов так много, что буквально, наверное, переводится как-то более развернуто

Указатель в чистом поле

Выбирай любую из этих ветвящихся дорог!

Степь да степь кругом. Дорога проложена между горных массивов в долине. Дорог много, постоянно ветвятся, переходя одна в другую, некоторые отходят в сторону. Мотоциклы ведут себя хорошо, наматывая километры. Как Андреич самый первый догадался, качество дорог зависит от того, в каком аймаке ты находишься, - более бедном или более богатом - дорога также отличается... Где-то её строили, где-то она образовалась естественным путем от проезжающих автомобилей.

Еще один любопытный нюанс - это перебегающие дорогу камни, их много, возможно бегут уже не один год, хотя куда им торопиться? Однако наскочить на такой камень не хотелось бы.

У нас такое небо предвещает хороший дождь... у них - далеко не факт, как в данном случае... просто темные облака

Скучно ехали, Фродо даже не разу не упал. Пройдя километров двести, обнаружили какой-то придорожный населенный пункт, неуказанный на наших картах. Есть заправка (N46 02.601 E97 47.541), магазин, все в одном. Еда, хозяйственные принадоежности, запчасти для мото и авто. А вот пиво продать нам наотрез отказались - запрещено, однако я был настойчив и через несколько минут девочка лет десяти из юрты принесла мне пару упаковок контробандного корейского пива.

"Зочин бууз" - что-то вроде "гостевые бузы".

Самое популярное и известное блюдо из монгольской кухни, мы эти бузы ели везде на протяжении всей Монголии. Похожее блюдо есть в Бурятии, у них "буузы" - название национального бурятского блюда, что значит «мясо, завернутое в тесто», делается из свинины и говядины. В Монголии бузы из баранины, естественно, баранина там везде. «Мясо – для мужчин, трава – для животных!» - вот примерное отношение монголов к вегетарианской пище... наверное, поэтому нам так трудно было заполучить с них салаты :)

Интересные факты:

Буза воплощает мудрость древнего народа. Когда далекие предки выдумывали бузы, за основу они брали устройство юрты. В круглом по форме жилище в середине располагался очаг, дым выходил из отверстия в крыше. Несмотря на кажущуюся простоту, юрта устроена очень хитро: зимой в ней тепло, а в жару прохладно. Причина тому — хороший воздухообмен. Похожий процесс происходит и при варке буз.

Верхушку буз образуют защипы, разбегающиеся по кругу и образующие небольшое отверстие. Опытность хозяйки гости определяли по количеству защипов. Считалось, что чем их больше, тем лучше владеет женщина кулинарным искусством. В зависимости от мастерства кулинара количество защипов на одной бузе может доходить до 33.

Готовятся они не в воде, как наши пельмени, а на пару, в вертикальном положении.

Как правильно есть бузы?
Буза берется руками за верхушку голой рукой, что помогает восстанавливать кровообращение в замерзших пальцах и вообще улучшает терморегуляцию конечностей. Надкусывается сбоку — так ее обычно проверяют на наличие сока. Через отверстие сок выпивается. Бузу лучше есть без майонеза и кетчупа, чтобы не перебить естественный вкус.

Энергия солнца используется практически везде.

Разумеется, опять вокруг нас собралось все селение. Шоу дополняла команда колоритных раллистов на Субару Импреза... Пообщались, оказалось настоящие Шотландцы, кхм... Аслан, Рашид и Ахмед.

Все! все будут ездить на эндуро! даже, кхм... шотландцы

Дети, естественно, не оставили никого без внимания.

Очень приятно было услышать русскую речь: встретили на заправке двух литовцев.

Монгол нохой

Купив воды для приготовления пищи, отъехали в степь на ночевку (N46 03.297 E97 48.916) на два километра от деревни, где когда-то было озеро, а сейчас осталась лишь твердая соляная корка.

За раз все отвезти не удалось, разгрузив ИкСэр, я погнал по степи опять в магазин. Степи Монголии просто созданы для прохватов на легких эндуро. Встав на подножки и открыв газ, я мчался по степи, перепрыгивая засохшие ручьи и подпрыгивая на высоких кочках, распугивая мышей и птиц.   

Закусь к пиву!

Приготовили нехитрый ужин на газу и магазинной воде, выпили пива и легли в ночи спать. Проснулся от холода и от того, что палатку прогибает под ветром, наровя сломать распорки. Выбрался из походной юрты, понаблюдал картину стихии... холодный ветер гуляет по степи, периодически меняя направление. Пришлось рубить мачту снимать хлопающий тент, а углы палатки изнутри укреплять тяжелыми вещами, поспать естественно не удалось.

Завтрак готовили в нашей большой палатке, снаружи горелку просто задувало.

Фродо бегал на ветру со своей палаткой и кричал "Я бэтмен! Я бэтмен!"

Раз встали рано, что еще делать? Только ехать дальше.

На дорогах все чаще стал попадаться песок. Ровная грунтовка в один момент могла превратиться в засаду - колея заполненная песком... Для тяжелого мотоцикла это черевато падением.

Снизили темп, поехали акуратнее, лучше приехать на полчаса попозже, чем час прикручивать вещи и оторванные кофры от возможного падения.

Подъехали на заправку (N45 50.933 E99 19.389): кирпичная неровно поставленная будка, в которой находится древняя колонка с ручным приводом, в будке тетенька: крутит ручку - бензин течет. Бензин АИ76.

Заправили Андреича и Кендл, залили канистру... Когда я в окошко показал на калькуляторе 18 литров, тетенька грустно вздохнула и принялась крутить. Такая работа, ничего не поделаешь.

После заправки я зашел в цайную юрту, судорожно вспоминая, что можно и что нельзя в ней делать (мы все об этом читали в Галкиной книжке). Товарищи тоже не упустили такой случай посмотреть изнутри, как живут монголы...

Интересные факты:

Монгольская юрта называется «гэр». Гэр бывает двух видов:

- Легкий и удобный для перевозки у кочевников. Его общий вес примерно 250 кг, что соответствует грузоподъемности вьючного верблюда или двухколесной телеги.

- Гэр оседлого человека благоустроеннее, богаче внутренним убранством и потому более громоздкий. Гэр достаточно устойчив против ветра, не разрушается при землетрясениях. В нем прохладно летом и сравнительно тепло зимой. Он удобен при сборке, разборке и перевозке, и незаменим в условиях пастбищного скотоводства.

В обычном гэре количество уней (стропильных реек крыши) чаще всего равняется 60, т.е. числу лет полного круга лунного календаря. Учитывая, что календарные дни определялись по расположению относительно секторов луны, планет и некоторых звезд, а время суток – по направленности солнечного луча внутри гэра, конструкция крыши гэра предстают перед нами в роли универсального календаря.

Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси север – юг. Исключения возможны по ландшафтно-климатическим причинам.

Внутри все цивильно - ковры, телевизор... только расположено все по кругу

Сервант!

Нам дали термос с цаем и пиалы к нему. Вкус цая был опять другим.

монгольский кизяк

Чан для приготовления еды, кастрюля с грязной посудой, сбоку ящик с кизяком, которым растапливают печь

В центре юрты находится очаг – главный сакральный объект монгольского жилища. Вокруг располагаются другие, менее значимые предметы. Возле очага вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один) стоит опорный столб, упирающийся нижним концом в пол юрты, верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия. Это не просто опорный шест, это еще и символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождается ребенок, на развилке шеста делается маленький надрез, и во время родов женщина иногда держится обеими руками за этот шест.

Даже электрические розетки есть!

То, что в юрте посетители, не мешает покормить ребенка

Тем временем на заправку подъехали раллисты, с которыми мы уже едем не первый день.

У одного их экипажей капитально сломалась машина, а поскольку все загружены вещами, они пересели на крышу экипажа товарищей, а машину бросили в степи с открытым капотом.

"Такие фрики!!!" - коротко охарактеризовал их Фродо.

Вообще, очень странное ралли: мне показалось, что авангард раллистов давно прошел, а эти ребята на старых развалюхах едут ради участия и удовольствия. Автомобили после гонки продадут в Уланбаторе, а сами самолетом домой. 

Одеты они все чудно - растянутая выцвевшая одежда, сами непричесаны, небриты, босиком - веселые ребята. Взяли у них карту Монголии, пересняли на фотоаппарат, воспоминания о не давних блужданиях у нас еще весьма яркие.

Отъехали от заправки метров пятьсот, дорогу нам перегородил ручей, после дождя ставший довольно широкой горной рекой (N45 51.229 E99 20.145). Подъехали и англичане. Полезли смотреть глубину, а на берегу собралась вся деревня наблюдать шоу.

Я решил развернуться и занять более выгодную позицию для переезда в брод, в песках заднее колесо занесло и я аккуратно положил мотоцикл на кофр.

Англичане все не решались начать переправу, и Федор взял инициативу в свои руки, развернулся и уверенно пошел на штурм. Увязнув в воде, его сместило течением, но поймав мотоцикл, уверенно пошел на прорыв. Монголы побежали ему навстречу, ну не дурачки? Федору выпрыгивать из реки, а они столпились прям на краю. Обошлось. Выехав на берег Фродо сорвал аплодисменты английской публики.

Затем форсировали реку мы. А вот раллистам пришлось туговато две их машины пришлось вытаскивать на руках. 

Затем вновь дорога заскучнела...

...и наконец привела нас в большой город Баян-Хонгор (переводится как "богатая невеста" - Иваново, короче ;) ). Он расположен на высоте 1859 метров над уровнем моря, находится на трансмонгольской автомагистрали и в нем есть даже аэропорт.

Чей-то оппозит при въезде в город

Нашли прекрасную гостиницу (N46 11.224 E100 43.202) и расположились в ней. Пока разбирались с меню, посмотели по телевизору монгольский канал. Вся страна гуляла, в праздничных нарядах, с трубами, флагами. Покопавшись в памяти, я не смог вспомнить, что за праздник приходится на эти дни.

Оказалось, праздик спонтанный - первая золотая медаль на олимпийских играх за более чем сорок лет. Девушка Зая, учительница английского языка, с которой мы познакомились, темпераментно объясняла нам причину столь бурного веселья, в красках описывая сколько у кого медалей и в каких видах спорта.

Зая

По русской традиции пошел в бар за презентом. Выбор не особо большой. Купил литр самого лучшего монгольского пива и презентовал молодому человеку из их компании. Реакция нас изумила. Зая в корне изменилась, схватила пиво и поставила его обратно нам на стол. Схватив парня, принялась его выталкивать за дверь, периодически подбегая к нам, кланясь и быстро на монголо-английском извиняясь, вновь выталкивала что-то пытавшегося нам сказать парня, затем извинялась вновь. С шумом они выкатились за пределы территории гостиницы. Мы в недоумении остались сидеть с бутылкой пива.

Нда, так и не поняли, чем же вызвали такую бурную реакцию, прикинули что она просто пресекла возможность дальнейшей гульбы и, чтобы парень не нажрался с русскими, его выперла. Другого объяснения мы не нашли.

Тем временем Фродо обзавелся интересным знакомством с русскоговорящим монголом в возрасте, оказавшимся чемпионом по кроссу в 80-х годах. Пригласили за стол, назадавали вопросов.

Все! все будут ездить на эндуро! даже монгольские кроссмены

Все! все будут ездить на эндуро! даже монгольские кроссмены

Общению способствовала бутылочка монольской водки "Черный Чингиз". Любопытно, но по слухам, водку у них не подделывают, еще советские заводы, построенные давным-давно по прежним технологиям производят водку. Пахнет водкой, пьется прекрасно, с утра голова чиста.

Вот в такие бокалы тут разливают водку :)

Спросили про революцию в Моноглии. Мужик посмеялся и ответил, революция? В Монголии? Ха. Это в УланБаторе революция, там спрашивайте.

Вечерело, гостиница стала наполняться постояльцами. Во двор въезжал джип за джипом, один круче и больше другого. Прикинув сколько съедает такой джип бнзина, спросил у кроссмена, откуда мол деньги при такой не малой цене за бензин. Монгол, пригубив Чингиза, понимающе кивнул и ответил - Золото. Золота в горах много. Моют бригадами уезжая на несколько дней, конечно на джипах... Любопытно.

Мужичок, узнав откуда и куда мы едем, дал телефон своей супруги в Уланбаторе, если что нужно - обязательно звоните. Мы задарили ему значок, он, в свою очередь, обещал Андреичу на утро болт крепления глушителя. На том и разошлись спать.

Продолжение. Часть IX. Красный богатырь